«Морской сезон» в Трехгорном

В первый день последнего осеннего месяца в Трехгорном наступил «морской сезон».

Во Дворце культуры «Икар» 1 ноября открылась выставка художницы-мариниста Натальи Устюговой. Наталья — художник-любитель, она всецело отдала свое сердце живописи. Ее работы будоражат, создают настроение и дарят ощущение настоящей морской стихии. Когда смотришь на ее картины, то отчетливо ощущаешь прикосновение воды на коже и привкус соли на губах. И пусть Наталья не так давно открыла в себе талант живописца, но ее работы уже успели полюбиться многим жителям Трехгорного.

Мы попросили Наталью Устюгову рассказать читателям нашей газеты о своем творчестве.

— Наталья, поделитесь, пожалуйста, с нами, как к вам пришло желание заняться живописью?

— Писать я начала чуть меньше двух лет назад. И уже через месяц будет два года, как я учусь в школе морского пейзажа Дмитрия Розы. Это московская школа. Я знакома с этим художником лично, он приезжал в прошлом году в Челябинск со своей персональной выставкой. И, конечно, там собрались все его ученики из близлежащих регионов: Челябинской области, Республики Башкортостан, Екатеринбурга. Там мы все познакомились и дружим до сих пор.

Как я стала писать?

Я попробовала учиться у Розы по бесплатному вебинару на ютубе. Поняла, что вроде что-то получается, учитель меня не критикует, и дальше продолжила. Очень много написала по его бесплатным вебинарам и по мастер классам. Чуть позже начала уже покупать большие курсы. Такие как «Молодой маринист», «Рассветы», «Море Айвазовского» и другие. Курсов уже много пройдено. Больших более пятнадцати, также мини-курсы и еще каждый месяц я занимаюсь на спецкурсе. Спецкурс — это написание самостоятельной работы, которую каждый выбирает по своему желанию. Но единственное условие — работа должна быть связана с морем. Может быть также река или озеро, но обязательно должна быть вода. Рефы, то есть референсы — вспомогательные изображения — рисунок или фотографию, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи, мы, ученики, выбираем самостоятельно. У меня их целая коллекция. Что-то понравится в сетях, что-то увидела — и себе в избранное отправляю, коплю. Потом выбираю, а дочка распечатывает это для меня. Рефы только черно-белые, это обязательно, потому что умбровый подмалевок — первый этап. Потом у нас идет второй этап, как «пристрелочный», и детализация — уже на третьем этапе. Так я теперь пишу картины.

А начала заниматься живописью во время пандемии, находясь на самоизоляции. Сначала это было как хобби, сейчас — намного больше! Мне нравится писать и учиться в нашей школе. Учитель у нас очень талантливый, как говорят, учитель от Бога! И все, кто у него начинают писать, если есть желание и интерес к этому делу, осваивают эту науку. Прогресс есть у каждого: у кого-то он идет мелкими шажками, у кого-то — быстро. Я практически с нуля начинала и вот сейчас, за неполные два года, пришла к результату, который вы видите.

— Наталья, а почему именно море? Какие сложности в написании моря, воды? Какие в этом есть секреты и приемы?

— Море пишу, потому что люблю его бесконечно. И школа, где я учусь, называется «Школа морского пейзажа». У других преподавателей я не хочу учиться, потому что уже привыкла к нашему учителю. Он всех нас знает, мы у него постоянно учимся, общаемся.

Что касается сложностей в написании воды, то они, конечно, бывают. Блики не всегда получаются, свечение. Стараемся исправлять. Масло оно такое — его легко исправлять: стер немножечко, подправил или снова написал.

Трудности меня не останавливают, учиться буду, не хочу бросать нашу школу. Мне очень нравится, хотя это требует много времени. У нас по пять-шесть уроков идет среди недели, мы пишем работы каждый день, потому что если писать, допустим, раз в месяц или раз в неделю, то не научишься. Обучение медленно будет идти, и прогресса не дождаться, поэтому я пишу каждый день. Два, три часа надо, до пяти часов, иногда вечером тоже пишу. И, конечно, когда вдохновение есть.

Я никогда не думала, что мне понравится учиться в школе. Это, конечно, не общеобразовательная школа, и не вуз, где мы раньше учились. Здесь все по-другому, да и плюс еще — очень много знакомых друзей-художников появилось. От Камчатки до Калининграда по всей стране, из ближнего и дальнего зарубежья. С ними мы общаемся, периодически обмениваемся информацией. Это общение ВКонтакте занимает много времени, но это очень полезно и интересно.

— Есть ли у вас любимые художники-маринисты, которые служат для вас источником вдохновения? И как вы находите сюжет для своих картин?

— Мы часто пишем по Айвазовскому, он мне очень нравится. Пишем по Стобарту, еще есть польский современный художник Марек Ручек, по нему мы тоже пишем, и можно сказать, что он мой любимый художник. А сюжеты для своих картин я уже сказала, как выбираю, просто в интернете ищу какой-то интересный реф. Обычно это фотография. Главное, чтобы на ней все было, как нас учат. Чтобы там воздушная перспектива, например, была или линейная. Потому что бывает так, что по отработке задания у нас линия горизонта должна быть прямой, а на фото — не прямая. Но все это можно подправить — это же творчество. Тут свои приемы у нас есть. Допустим, на фото часто бывает линия горизонта очень контрастная, если мы этот контраст изобразим, то получится, что предмет или море находятся близко. А нам надо, чтобы это было вдали. Тогда и переделываем все, по-своему переписываем. А рефы только за основы берем.

— Как к вашему увлечению относятся ваши родные и близкие?

— Родные и близкие очень положительно относятся к моему творчеству, помогают. Лена — моя дочка мне холсты и краски выписывает, старшая дочь — Вера из Челябинска тоже подарки привозит в виде холостов и красок. Кисти мне покупают, иногда даже курс обучения могут купить.

— Наталья, поделитесь с нами вашими дальнейшими творческими планами?

— В дальнейших планах — еще одна выставка, потому что я даже на этой, второй своей выставке, далеко не все свои картины показала. Что-то еще частично дома, что-то на просушке. Картин много свежих, которые транспортировать пока нельзя. Просохнут еще с месяц, тогда и выставлю. И, если будет возможность, то можно будет перед 8 Марта разместить новую выставку.

Продолжу учебу в школе, чтобы развиваться, не останавливаться на достигнутом, идти только вперед.

Такие планы художницы из Трехгорного, конечно, радуют нас и вызывают уважение, поэтому мы желаем Наталье Устюговой дальнейших творческих успехов и неиссякаемого вдохновения. И с нетерпением ждем ее новых работ.

Юлия ГАЛЛЯМОВА
фото из архива Натальи Устюговой