Талантливые люди и их мечты

Наши земляки — юрюзанцы, катавивановцы во все времена были не только трудолюбивые и работящие люди, они были также очень талантливые.

И таланты эти часто проявлялись в областях, далеких от производства или сельского хозяйства, где их можно было ожидать, а, например, в литературе и искусстве. Так, во многих рабочих поселках горнозаводского края ещё в конце 19 века возникли самодеятельные театральные кружки, в которых участвовали представители самых разных сословий. Среди них было немало женщин. Особенно большой вклад внесли они в развитие самодеятельных театров. Среди них была и Александра Григорьевна Прохорова.

Александра Григорьевна родилась 22 апреля 1870 года в Катав-Ивановске, в семье мелкого торговца Григория Киселева. В церковно-приходскую школу ходила всего три года. Когда Саше исполнилось шестнадцати лет, ее сосватали и выдали замуж за служащего лесничества Александра Васильевича Прохорова.

Семья получилась большой, в браке Прохоровы родили восьмерых детей. Шура крутилась с утра до ночи по хозяйству. Всех надо было накормить, обстирать, убраться в доме. Времени не хватало. А Сашу с самого детства тянуло к прекрасному, она мечтала играть в театре. И была эта тяга неодолимой.

Впервые Александра Прохорова выступила на любительской сцене 23 ноября 1888 года в спектакле «Живой мертвец». Будучи молодой восемнадцатилетней женщиной, она сумела сыграть роль пожилой матери так убедительно, что зрители наградили ее аплодисментами. С тех пор такие роли поручали только Прохоровой, и это стало ее главным амплуа.

Больше всего любила Александра Григорьевна играть в пьесах великого русского драматурга Николая Островского. С ее участием в Катав-Ивановске были поставлены «Лес», «Гроза» «Свои люди — сочтемся», «Бедность — не порок», «Не так живи, как хочется», «Без вины виноватые» и многие другие. Играла она с успехом в пьесах Гоголя, Тургенева, многих советских и зарубежных драматургов.

«Она внесла в народные массы подлинное искусство и была счастлива этим, — писал юрюзанский краевед и журналист Леонид Сурин. — Бенефисом Прохоровой стал спектакль «Сыщик» по комедии Мясницкого.

Она играла в спектакле роль няни детей Крылатовых. Режиссером спектакля стал Александр Иванович Кузнецов. Он же сыграл и одну из ролей. Как можно судить по сохранившейся в архиве программе-афише, партнерами Александры Григорьевны на сцене выступали С. П. Березина, К. Ф. Мясоедов, М. М. Обжирова, Е. И. Бисярин, А. В. Березин и другие катав-ивановские самодеятельные артисты.

В ноябре 1938 года в Катав-Ивановске был торжественно отмечен 50-летннй юбилей сценической деятельности Александры Григорьевны Прохоровой.

Самодеятельные артисты трех заводов обменивались концертами и спектаклями, выезжали с гастролями в села и деревни. По архивным данным в июне 1934 года драматическая труппа Юрюзанского рабочего клуба «Металлист» выезжала на несколько дней с гастролями в Катав-Ивановск. Под руководством режиссера Россинского юрюзанцы показали жителям районного центра спектакли «Чапаев», «Чужой ребенок», «Коллежский регистратор» и даже музыкальную комедию — оперетту «Веселая вдова».

К концу тридцатых годов в юрюзанской самодеятельности появились свои «звезды», талантливые люди, такие как Лидия Бубнова, впоследствии заслуженная учительница России Л. Кузнецова, Виктор Замбржицкий, Полина Шекунова, которые в серьезных многоплановых спектаклях выступали вполне на уровне профессиональных артистов».

Ольга ЮДИНОВА
фото из архива