Два повода для переосмысления Или «Формула счастья»

 

240420142Лет пятнадцать назад профессор трехгорненского филиала МИФИ Владимир Башуров изобрел «формулу счастья». «Поверка алгеброй гармонии» показала, что успех возможен, если «превратить бесконечное количество параметров в конечное». Иными словами, отделить достижимое от недостижимого и направить свои силы на выполнение реальных задач! Казалось бы, все просто! В чем подвох? Дело в том, что самое сложное в этом процессе — умение объективно оценить свои возможности.

Между прочим, доля истины в этих «шуточных исследованиях» профессора математики имеется. И заговорил я о важности правильной оценки возможностей не случайно. Есть два серьезных повода, требующих от руководства Трехгорного переосмысления своих представлений о «достижимом» и «недостижимом» в сфере экономики ЗАТО.

Повод первый

Впервые за много лет закрытые города оказались в перечне приоритетных направлений развития Челябинской области. Предполагается, что их научно — технический потенциал может стать одной из «точек опоры» нашей экономики. Во всяком случае, это дал понять в своем выступлении Борис Дубровский, знакомя южноуральцев со  Стратегией социально-экономического развития нашей губернии до 2020 года.

По сути дела, область сейчас намекает нам: «Работайте,  развивайтесь! Мы вас поддержим!»

И все бы хорошо. Но парадокс в том, что уже лет десять руководство отдельных закрытых городов не проявляет особого рвения в попытке «до конца оценить» возможности своих ЗАТО.

Такой вывод, например, можно сделать, проштудировав содержание разных документов, связанных с социально-экономическим развитием Трехгорного.  А, между тем, объективный анализ своего потенциала —  это половина успеха  дела! Очень надеюсь на то, что вышеупомянутый посыл и.о. губернатора подвигнет трехгорненские власти к более серьезному изучению  возможностей нашего города.

Повод второй

Кроме того, у ЗАТО есть еще одна серьезная мотивация для корректировки долгосрочных «планов на жизнь». До 1 июля 2014 года закрытые города должны разработать комплексные программы развития. Этот срок установлен Президентом РФ («перечень поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по вопросам развития закрытых административно-территориальных образований» от 17 февраля 2014 года). 

Между тем, «оценка своих возможностей» требует не только хорошего знания хозяйственных вопросов отдельно взятой территории, но и незашоренного взгляда на перспективы ЗАТО. А с этим, похоже, у нас проблемы. «Планов громадье» появляется в тех местах, где умеют мыслить нестандартно, творчески. А где не умеют этого делать, приглашают «специально обученных» людей или своих посылают набираться ума.

В частности, грамотному подходу к оценке возможностей  ЗАТО учили на семинаре, проходившем в Москве с 19 по 20-е марта. Повестка мероприятия была обозначена так: «Перспективы развития закрытых административно-территориальных образований и городов присутствия Госкорпорации «Росатом». Инициатором проведения семинара стали ГК «Росатом» и Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». В обсуждении будущего закрытых городов участвовали представители ГК «Росатом», Министерства экономического развития РФ, руководства ЗАТО и градообразующих предприятий, представители инновационных кластеров и институтов развития.

Из открытых информационных источников (СМИ, сайтов ЗАТО) удалось узнать, что нашим городам рекомендовано изучить опыт Сарова и Железногорска, где уже созданы инновационные кластеры, и взять за основу при создании комплексных программ развития принципы разработки КПР вышеуказанных ЗАТО.

Возможные сценарии будущего закрытых городов и механизмы  федеральной поддержки ЗАТО также обсуждались на этом семинаре.

Минэкономразвития РФ и ГК «Росатом» намерены оказывать содействие в осуществлении толковых инвестиционных проектов, предусматривающих реальное развитие территорий. Речь идет о создании новых предприятий и новых рабочих мест. Кроме того, возможна поддержка социальной сферы муниципальных образований (от развития культуры и спорта до строительства новых объектов инфраструктуры).

Что нужно сделать нашему городу для того, чтобы получить финансовую поддержку?  Дело — за малым! Трехгорный, как и другие ЗАТО, должен разработать интересную, жизнеспособную комплексную программу  и представить ее в Минэкономразвития РФ. Если у нашего города уже есть пакет идей, связанных с инвестициями, инновациями и прочим, подготовить КПР до 1 июля будет сложно, но возможно. Если нет толковых проектов, боюсь, что документ, который удастся «слепить» к этому времени, у нас просто не примут.  

Как выяснилось пару дней назад, от нашего города за «сакральными» знаниями в области инвестиций и инноваций была направлена делегация из двух человек, представителям которой, судя по всему, и предстоит заниматься разработкой Комплексной программы развития Трехгорного.

Результатов поездки делегации из нашего города не знают пока даже в Собрании депутатов. Надеюсь, что скоро мы увидим полноценный отчет трехгорненских участников семинара, из которого горожане узнают о передовом опыте других ЗАТО, сопоставят этот опыт с объективной реальностью нашего города и сделают правильные выводы о «достижимых» и «недостижимых» сценариях  социально-экономического  развития Трехгорного.

А, между тем, в Озерске и других городах ЗАТО итоги рабочего семинара «Перспективы ЗАТО…» уже обнародованы и осмыслены.

Николай ЛУБЕНЕЦ, депутат Собрания  депутатов г. Трехгорный.