Гарин-Михайловский — крестник императора

Юрюзанский краевед и журналист Леонид Сурин в своей книге писал: «На Усть-Катавском кладбище недалеко от входа скромно стоит в тени березки невысокий памятник, вытесанный из известняка. Безвестный мастер-каменотес сделал надгробие в виде церковного аналоя, на котором лежит раскрытая книга. Дожди и ветры за многие десятилетия почти совсем стерли слова, которые были некогда выбиты на этой книге. На этот старый памятник обратил мое внимание мой друг, усть-катавский краевед Иван Михайлович Киселев. Кроме него в то время мало кто даже из устькатавцев знал, что старинный памятник имеет прямое отношение и к строительству железной дороги, и к истории русской литературы, хотя книгами «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» зачитывались сотни читателей наших библиотек. Автором этих книг был замечательный русский писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский».

Железной дороге быть

Двадцать пятого января 1885 года губернская Уфа украсилась трехцветными флагами по случаю получения накануне телеграммы министра путей сообщения, в которой сообщалось, что «высочайше повелено строить железную дорогу на Уфу и Златоуст через Уральский хребет».

Первого июля 1887 года в двенадцати верстах от Уфы на месте будущего полустанка состоялся молебен по случаю начала укладки рельсового пути.
Епископ уфимский и мензелинский преосвященный Дионисий собственноручно освятил и положил первый камень и немного земли в знак начала строительства и окропил святой водой мост через реку Белую, открыв по нему движение.

Восьмого сентября 1888 года в Уфе состоялось всенародное празднование открытия Самаро-Уфимской железной дороги, а 11 сентября в зале городской думы был совершен торжественный молебен.

Рельсовый путь связал Уфу с другими городами Российской империи. А железная дорога продолжала продвигаться от Уфы все дальше и дальше на восток.

Участок между станцией Вязовой и разъездом Яхино все еще оставался в стадии строительства. Это был самый трудный и сложный участок пути. Здесь нужно было проложить глубокие выемки в скалах, построить железнодорожный мост через реку Юрюзань, выложить две высокие подпорные стенки как гарантию от оползней.

Реку Юрюзань между Вязовой и Усть-Катавом требовалось перевести в новое русло, а вдоль всего берега реки насыпать сотни тысяч тонн грунта. И все это сделать руками, без всякой механизации и при отсутствии автомобильного транспорта.

Самое прямое и непосредственное участие принимал Гарин-Михайловский в проектировании и строительстве Уфа-Златоустовской железнодорожной магистрали, и ему пришлось некоторое время жить в Усть-Катаве.

Был крестником Николая I

Николай Гарин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского. Гарин — псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского.

Отец был из дворян Херсонской губернии, служил в уланах. Во время Венгерской кампании, он отличился в деле под Германштадтом, был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Представлялся с «образцовой командой» императору Николаю I, и тот зачислил его в лейб-гвардии Уланский полк. Крестным сына Георгия Антоновича — Николая был император Николай I.

Детство Николая проходило в Одессе. По завершении Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Он начал учиться в Институте путей сообщения. В качестве студенческой практики выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге.

Когда в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу был удостоен награды — ордена Святого Станислава III степени.

Вскоре Михайловский получил должность на строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь оказался в центре послевоенного строительства, на этот раз в Грузии. Причиной стала бескомпромиссная честность Михайловского — в конце 1882 года он подал в отставку, так как не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев. В объяснительной написал так: «За полною неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, интересы государственные, с другой — личные хозяйские».

Инженер и писатель

В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Он приехал в Усть-Катав, его супруга Надежда Валериановна отправилась вслед за ним.

Михайловские сняли квартиру в поселке, близко сошлись с немногочисленной заводской интеллигенцией. К управляющему Усть-Катавским заводом Станиславу Людвиговичу Жуковскому Гарин-Михайловский заходил вначале просто по делам, так как завод поставлял строителям железной дороги лопаты, железнодорожные крепления и костыли. Но деловые отношения вскоре переросли в дружеские, тем более что Жуковский сам писал статьи и даже публиковался в «Горном журнале».

В Усть-Катаве чета Гариных-Михайловских пережила большую радость, а вскоре и горе. В июле 1888 года Надежда Валериановна родила дочь, которую назвали Варенькой. Но девочка не прожила и четырех месяцев. Ее похоронили на усть-катавском кладбище.

Прошло еще два года. Напряженный труд строителей железной дороги увенчался успехом. Все трудности строительства были преодолены, и 8 сентября 1890 года, ровно через два года после открытия Самаро-Уфимской дороги, день в день, через Миньяр, Кропачево, Усть-Катав, Вязовую и Бердяуш по только что проложенному железнодорожному пути преследовал первый сквозной поезд из Уфы до Златоуста, и этот, самый сложный участок нынешней Южно-Уральской железной дороги вступил в постоянную эксплуатацию.

Дорога долго была однопутной, и в этих условиях большое значение имели разъезды и полустанки, позволявшие осуществлять движение поездов в обоих направлениях одновременно. Сразу же отпала надобность в барочных караванах для сплава готовой продукции южно-уральских заводов.
Изменился и характер производства. В процессе строительства дороги Катав-Ивановский завод целиком перешел на изготовление рельсов, наладил рельсопрокатное производство. На рельсы уходила теперь вся бессемеровская сталь, а качество ее было настолько высоким, что, продавая рельсы железной дороге, завод давал гарантию на пять лет, обязуясь втечение пяти лет безвозмездно заменять все рельсы, пришедшие за этот срок в непригодность.

В Катав-Ивановске, Юрюзани и Усть-Катаве для железной дороги изготавливали также мосты, стрелочные переводы и многое другое. А на Усть-Катавском заводе с 1898 года начался выпуск железнодорожных вагонов.

В этот же период Михайловский, впервые после неуспешного студенческого опыта, вернулся к литературной деятельности. Его книгами «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» зачитывались сотни читателей наших библиотек.

В 1906 году, 10 декабря, в возрасте 54 лет, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский скоропостижно скончался в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Ольга ЮДИНОВА
по материалам Леонида Сурина