«Страсти» по УКМТ

Вопрос о слиянии в Усть-Катаве механического техникума с профессиональным на базе последнего решен в министерстве образования и науки Челябинской области еще в начале мая, но страсти не утихают до сих пор. Кому это надо? И зачем?

Дело было на рынке. Мы с подругой рассматривали юбку: обсуждали принт, цвет и крой. Вдруг в этот упоительный момент (женщины меня поймут) нас довольно невежливо прервали:
— Мы тут подписи собираем…
Оглянувшись, увидели парня и девушку, которые шуршали какими-то бумагами.
— Для чего?
— В защиту механического техникума, — начали объяснять волонтеры.
— Ребята, разве вы не в курсе, что приказ о слиянии двух усть-катавских техникумов уже подписан в министерстве? — удивились мы и, потеряв к молодежи интерес, вернулись к юбке.

«Подписчиков» вспомнила, когда в городской газете прочла материал, озаглавленный «Город взбудоражен процессом реформирования». Заголовок показался слишком громким. Абсолютное большинство горожан или не слышали о слиянии УКМТ и УКПТ, или остались к этой информации равнодушными. Очевидно, касается и волнует эта тема студентов УКМТ, их родителей и сотрудников уважаемого учреждения, а это от силы около полутора тысяч человек. В остальном — искусственно разжигаемые страсти. Безусловно, стоит посочувствовать тем педагогам, сотрудникам бывшего УКМТ, которые в силу возраста или недостаточной квалификации останутся не у дел. Но в остальном… Студенты, к примеру, даже приобретут многое. Их ждет отличное здание с хорошим спортзалом, оборудованными современной техникой кабинетами, мастерскими и столовой. В общежитии готовят жилье для иногородних ребят. Тесно не будет. По словам директора техникума Николая Иванова, в лучшие времена в этих стенах обучалось 600 человек, а в будущем учебном году придут 500 учащихся. Николай Александрович подчеркнул, что слияние двух техникумов никогда не было секретом. В течение года министерство изучало деятельность обоих учебных заведений, заместители министра не раз приезжали в Усть-Катав с рабочими визитами. Очевидно, решающими аргументами в пользу нынешнего решения министра образования и науки были никак не внешние данные или связи директоров Иванова и Воробьевой, а показатели профессионализма.  

Устькатавцы старшего поколения помнят, что учиться в УКМТ было действительно престижно. Его директор Геннадий Рустанов был одним из самых уважаемых людей в городе. Сравнение с сегодняшним УКМТ, как говорится, не в пользу последнего. Напрасно педагоги и студенты-«механики» в своих письмах уничижительно отзываются о сотрудниках и директоре профессионального техникума. Очевидно, забыли о «бревне» в своем глазу. Ведь всего пару лет назад у следственного отдела ОВД города к бывшему директору УКМТ были серьезные вопросы. И хотя к уголовной ответственности он привлечен не был, причиненный государству ущерб в размере 100 тысяч рублей, возместил.

С другой стороны, УКПТ 80 лет стремительно развивался и прошел путь от ремесленного училища до техникума. Сегодня это учебное заведение обладает прекрасным образовательным потенциалом: квалифицированные педагоги и высоко-классное оборудование. Сложно представить, чтобы среди сотрудников профессионального техникума начались бы склоки и выяснения, кто за кого, потому что на работу приходят работать. Директор учебного заведения сам постоянно занимается самообразованием и того же требует от сотрудников. Кстати, со стороны государства к директору Иванову претензий тоже нет — одни благодарности за добросовестный труд.

28 мая в УКМТ состоялось собрание педагогов и студентов, как значилось в объявлении, тех, «кому не безразлична судьба обоих техникумов». Своими впечатлениями от мероприятия поделилась психолог профессионального техникума Наталья Калинина.
— Сложилось мнение, что присутствующие на собрании не смогли договориться, не услышали друг друга, и, как результат, не пришли к общему мнению. Родители пеняли, что представители власти не желают предпринять меры для сохранения УКМТ. Хотя глава администрации округа неоднократно обращался в министерство с просьбой в поддержку механического техникума и восстановлении в должности бывшего директора, а Дмитрий Дьячковский, возглавляющий местное отделение политической партии «Единая Россия», призывал создать «независимую комиссию» под руководством мэра Эдуарда Алферова. Но родители, видимо, не поняли, в чем должны состоять полномочия и функции такой комиссии, и предложение осталось без ответа. Некоторые же укрепились в мнении продолжать составлять жалобы в различные инстанции, а руководство города — продолжить работу по организации названной комиссии, глава которой, вероятно, хочет играть роль “третейского судьи”.

Лично у меня остался вопрос о том, какими полномочиями будет наделена такая комиссия, и какие споры будет решать, ведь все организационные вопросы уже решаются в рабочем порядке. Споров нет, есть отрицание самого объединения в предложенной формулировке со стороны некоторой части педколлектива УКМТ. Есть также предположение, что руководство Усть-Катавского вагоностроительного завода, пользуясь создавшейся конфликтной ситуацией, пытается стать третьим участником “спора” и , как говорится, “под шумок” заменить директора УКПТ Николая Иванова на более удобного и сговорчивого человека. В пылу конфликта мало кто задумывается, что имеется еще один вариант объединения. Когда техникум будет находиться в Катав-Ивановске, а в Усть-Катаве — только его филиал в здании УКПТ. Что значит «филиал», думаю, объяснять никому не нужно. Коллектив Усть-Катавского профессионального техникума решил, что пришло время вступиться за наше учреждение и его директора Н. А. Иванова. Мы провели собрание, составили решение, под которым все поставили свои подписи. Протокол собрания направили в министерство образования и науки. И еще: как педагогу, мне очень жаль, что не было никаких собраний, когда требовалась помощь общеобразовательным школам города — № 2 и № 3, а объединение двух техникумов переходит в банальную склоку.

Под впечатлением эмоциональных писем студентов и педагогов механического техникума я решила уточнить у заместителя директора УКПТ Татьяны Будаевой, готово ли учебное заведение практически претворить последние новеллы в жизнь.
— Учащиеся и родители должны быть спокойны в том плане, что для них все останется как было в УКМТ, — говорит Татьяна Ивановна. — Получат дипломы по тем специальностям, которые начали осваивать. Все учебные планы на будущий год уже согласованы с министерством образования и науки Челябинской области и Институтом развития профессионального образования.

Изначально у нас было две специальности — «Сварочное производство» и «Экономика и бухгалтерский учет». В течение года получили лицензии еще на три: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология продукции общественного питания» и «Коммерция»(по отраслям).

Татьяна Ивановна, Вы, наверняка, в курсе тех “страстей”, что кипят в стенах бывшего УКМТ?

— Признаться, я за всю свою жизнь не видела того, что устроили мои коллеги из механического техникума на собрании, хотя многие считают, видимо, себя уважаемыми людьми. У некоторых педстаж даже больше моего. Увидев на собрании нашу делегацию, они почему-то возмутились. Потом безосновательно обвинили нас в том, что мы, якобы, работаем без лицензии и аккредитации. К сожалению, переходили на личности. Вероятно, коллеги не знают, что в стране идет реструктуризация, и это политика государства. Я поняла, что коллектив механического техникума “разбит”: сторонники бывшего директора Шекунова обвиняли не только нас, но и последнего директора УКМТ Воробъеву.
Кстати, для родителей студентов УКМТ мы у себя уже провели два собрания. Я заметила на них одну женщину. Поначалу она волновалась, задавала много вопросов. Присутствовала и на профсоюзном собрании в УКМТ, но помалкивала. Считаю — вот пример родительской мудрости: надо прежде во всем разобраться. Но в голове не укладывается, кому пришло в голову втягивать в дрязги студентов. Вместо того, чтобы сидеть в аудиториях, заниматься, они ходили, собирали подписи под сочинениями сомнительного содержания.

Мы полностью согласны с таким мнением и надеемся, что возобладает все же здравый смысл, и педагоги будут учить, а студенты — учиться.

Людмила Титова.