Объекты для объектива

Четверть века исполнилось в этом году Челябинскому творческому объединению «Каменный пояс». Объединение создано фотохудожником Владимиром Богдановским. Сначала это был небольшой клуб фотографов-любителей, находившийся в одном из городских подвальчиков. Его участники проделали титаническую работу по пропаганде фотоискусства, развитию фотолюбительства и фототворчества. И вот результат: на одной из центральных улиц крупного мегаполиса объединение имеет собственную шикарную галерею. 

 

Фотостудия отмечает солидную дату многочисленными выставками в разных городах Южного Урала. В Катав-Ивановском краеведческом музее выставлены работы маститых южноуральских фотохудожников. Пятьдесят широкоформатных работ представлены на обозрение любителям фотографии. Их дополняют три альбома «Серебряные страницы Челябинской области». В первом альбоме отображены трудные послереволюционные, довоенные годы. Двадцать лет истории в фотографиях. В следующем альбоме — еще двадцать лет, начиная с 1940-го. Третий показывает жизнь до 1980-го года.
Кажется, во все уголки заглянул внимательный объектив. Он донес до нас слезы потерь и радость встреч, мы видим умирающих от голода детей и веселые деревенские пляски, разруху и новостройки. Из книг, рассказов и картин мы знаем нашу историю. Но человеку свойственно немного приукрасить, не досказать. Фотоаппарат не умеет этого делать. “Щелк” — и вот вам вполне достоверное, застывшее мгновение истории, картины далекого прошлого.

Два больших зала музея отведены под выставку. Хорошее освещение, удобное расположение фотографий дают посетителям возможность внимательно и вдумчиво рассмотреть каждую работу, постоять рядом с ней, поразмышлять, понять автора.
«Дорога к счастью» — фото Александра Кондратюка. На ней гусеничный трактор по бездорожью тянущий белоснежную свадебную машину, украшенную ленточками. Снимок давний, черно-белый. Но автор так умело запечатлел момент, что явственно представляешь себе все цвета: серые тучи, мокрый стог сена, черную, чавкающую грязь под колесами машины. И главное — черно-белые краски не угнетают, наоборот — хочется улыбнуться: в машине два юных человека, два любящих сердца, которые спешат навстречу счастью. Плохая дорога и пасмурная погода для них не помеха.
Следующая фотография, сделанная Анатолием Шулеповым, без названия. Автор показал небольшой фрагмент красивого архитектурного сооружения. Видно, что сегодня этот памятник зодчества совершенно беспомощен, его колонны рушатся, он нуждается в заботе человека.

 

Фотографии Юрия Ермолина «Парное молочко» и «Сказка для кота» вызывают умиление, оживляют воспоминания детства, бабушкиной деревни. В его же работе «Гадание» бабушка гадает невесте. Старость и молодость. У первой уже все угадано, у второй — впереди полная неизвестность. Можно ли угадать, как сложится ее жизнь?
У сегодняшней выставки нет определенной тематики. Работы очень разнообразные, среди них много фотографий природы. Без него, пейзажа родного края, выставка была бы неполной. Владимир Богдановский выбрал такой ракурс для съемки Ильменского заповедника и реки Сим, что, глядя на его снимки, слышишь и шум деревьев, и плеск воды. Они очаровывают. Их надо видеть.

Фотографы не обошли вниманием и прекрасный мир фауны. На фото есть все: от пушистых кошек и дойных коров до экзотических, грациозных маралов. 
И все же, главным объектом внимания большинства фотохудожников является человек, участник всех происходящих событий, пусть даже косвенный. Ребенок еще не родился, а его уже начинают разглядывать в утробе мамы на аппарате УЗИ и выдают будущей родительнице готовые фотографии. А с появлением на белый свет он не раз услышит: «Сейчас птичка вылетит». Получается, объектив сопровождает человека до старости, даже до такой глубокой, как 120 лет. Именно так называется фотография Александра Кондратюка. На снимке запечатлена старая женщина. На морщинистом лице большие очки. На голове, покрытой белым платком, почти не осталось волос. Дряблые руки, похожие на корни старого дерева, подпирают щеки. Не знаю, когда сделан этот снимок, но, думаю, его героиня родилась еще в девятнадцатом веке. И чудо — несмотря на почтенный возраст, эта женщина с добрыми, умными глазами удивительно красива.

Посетители выставки по нескольку раз возвращаются к уже увиденным фотографиям. У каждого из них свое мнение, свои размышления. В зале тихо: идет общение с искусством. Понравилась или нет выставка, спрашивать не стоит. Достаточно заглянуть в книгу отзывов и прочесть многочисленные благодарности работникам музея за организацию и восторженные отклики о работе южноуральских фотографов.

Татьяна Тимофеева, г. Катав-Ивановск.
Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.