Земля российская — Курилы

Коренной житель Усть-Катава Борис Николаевич Дыдыкин прислал в редакцию нашей газеты свой очерк о службе в армии. Думаем, многим нашим землякам он будет интересен.

Неизвестные факты о холодной войне

В армию я призывался в ноябре 1970 года через Катав-Ивановский военкомат. Военком, майор Мошкин назначил меня старшим группы, вручил бюст вождя и отправил нас на поезде от Вязовой до Челябинска.

Там мы «кантовались» около двух суток пока нас не «купили» капитан Дащенко с группой сержантов из ОБАТО в/ч 62429, которая базировалась на одном из островов Курильской гряды — острове Итуруп.

Около месяца добирались до места службы. Сначала поездом до Владивостока, потом теплоходом «Мария Ульянова» до Сахалина и дальше самолетом до острова Итуруп, где находился поселок Буревестник, на котором и базировался аэродром ПВО.

В соединение входили летный полк истребителей 308 ИАП 11-й армии ПВО, отдельный батальон аэродромного технического обеспечения, то есть сокращенно ОБАТО, командиром которого был подполковник Сапраньков Егор Кузьмич, а также радиотехнический батальон. Сухопутную границу острова охраняла погранзастава.

В соединение входило и подразделение спасателей, в составе которого были спасательный самолет ЛИ-2 и вертолет. Естественно, на острове располагались пограничники. Кроме этого у нас базировался отряд буксирных кораблей ОБК, который обеспечивал разгрузку кораблей, стоящих на рейде в бухте Касатка, в котором, кстати, служили моряки, дрейфовавшие 49 дней в океане. О них в 1962 году был снят художественный фильм «49 дней».

Выжившие в океане

Дело было так. В ночь на 17 января 1960 года, во время урагана сорвало с тросов самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. Штормом баржу унесло в один из самых бурных районов Тихого океана. На барже были четверо советских солдат: младший сержант Асхат Рахимзянович Зиганшин, рядовые Филипп Григорьевич Поплавский, Анатолий Федорович Крючковский и Иван Ефимович Федотов.

На катере, точнее на танковозе, которые использовались для транспортировки грузов на берег от стоящих на рейде кораблей, испортилась радиостанция, остановились моторы. Из запасов продовольствия на нем были только аварийный паек на двое суток и два ведра картофеля. На шестнадцатый день закончились консервы, а в конце февраля все запасы продовольствия иссякли. И тогда солдаты начали варить кожаные ремни и подметки от ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.

Только 7 марта 1960 года в 4 часа дня все четверо были подобраны экипажем американского авианосца. За время 49-дневного дрейфа каждый потерял по 20-25 килограммов веса. Это был уникальный по продолжительности и по трудным условиям дрейф в океане.

Три основных подразделения ПВО несли службу по охране сухопутной и стокилометровой воздушной зоны границы СССР вдоль курильской гряды, от южного острова Кунашир до Камчатского полуострова.

Скажу, что практически два-три раза в неделю проходили плановые полеты. А на перехват воздушных целей, которые приближались к стокилометровой зоне наших воздушных рубежей, бывало и по два раза в сутки приходилось нашим летчикам вылетать.

История одного перехвата

В 1968 над Курильскими островами был перехвачен и принужден к посадке на военный аэродром «Буревестник» — бывший военный японский аэродром времен Второй мировой войны — американский самолет Douglas DC-8 с 214-ю американскими солдатами на борту, которых перевозили из Сиэтла, США, в Японию для войны во Вьетнаме.

Перехват и посадку нарушителя осуществили, в том числе и капитан Игонин, и капитан Александров, с которыми мне лично пришлось подолгу общаться во время боевого дежурства. Расскажу подробнее об этом событии.

Шел 1968 год — самый разгар войны США с Северным Вьетнамом, в которой на стороне последнего принимал активное участие СССР. Над Курильскими островами советскими истребителями был перехвачен и принужден к посадкена на военный аэродром «Буревестник» острова Итуруп американский самолет DC-8 с 24 членами экипажа и 214 военнослужащими армии США на борту, которые следовали во Вьетнам. Инцидент, по масштабам равный тому, который произошел в этом же регионе в ночь на 1 сентября 1983 года.

Итак, 1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8-63CF американской авиакомпании «Seaboard World Airlines» — командир корабля Джозеф Тозолини — пересек границу СССР в районе Курильских островов.

Самолет взлетел с авиабазы под Сиэтлом и следовал с промежуточной посадкой на американской авиабазе Йокота в Японии в Южный Вьетнам. На его борту находились солдаты, возвращающиеся из отпуска, три генерала, кордебалет, и члены экипажа. Самолет отклонился к западу от запланированного маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР. Японский авиадиспетчер уведомил экипаж об ошибке, когда она составляла около 80 морских миль на запад от курса — так говорят американские источники.

Тем временем на аэродроме 308 ИАП 11-й армии ПВО «Буревестник» острова Итуруп Курильской гряды шли плановые полеты. Взлетали краснозвездные МиГи, чтобы, открутив «бочки» и «иммельманы» над Тихим океаном, вновь приземлиться на бывшем японском аэродроме.

В разгар полетов заместитель командира полка -командир полка был в отпуске — подполковник Ярослав Хиров, получил сообщение, что воздушное пространство СССР нарушил иностранный самолет, который углубился на нашу территорию и летел непосредственно над россыпью Курильских островов.

Из Хабаровска, из штаба Дальневосточного военного округа, последовал приказ: «Посадить!». В 9:01 по тревоге были подняты пара истребителей МиГ-17. Летчики — капитаны Ю. Б. Александров и В. А. Игонин, которые попытались принудить «Дуглас» к посадке, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам.

По некоторым сведениям, приблизившись к DC-8 вплотную, капитан Игонин покачал крыльями и вышел вперед на своем МиГ-17. На языке летчиков эти воздушные маневры означают: «Следуй за мной!». Но «американец» на эту команду не среагировал, продолжая полет с прежним курсом. Более того, гость попытался нырнуть в облака, забраться на еще большую высоту.

И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков, майор И. Ф. Евтушенко и капитан И. К. Мороз, экипаж DC-8 почуял, что«пахнет жареным» и проявил уступчивость. Возможно это случилось после того, как подполковник Хиров приказал дать очередь из бортового вооружения так, чтобы трассеры прошли перед самым носом лайнера. После этого экипаж «Дугласа» понял, что русские с ними шутить не намерены, и командир корабля, американец итальянского происхождения, Джозеф Тозолини, взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними.

Под конвоем МиГов «Дуглас» совершил круг над «Буревестником», который окружали горы, чтобы получше прицелиться к короткой и узкой для такой крылатой махины взлетно-посадочной полосе, а потом мастерски приземлил лайнер на незнакомом ему военном аэродроме.

На часах было 10:40. КВС Тозолини рассказал прибывшей с Сахалина инспекции, что над нашей территорией он оказался из-за отказа системы дальней навигации «Лоран». Инспекторы вглядывались в приборы, но на земле оценить серьезность этой причины было невозможно. Только Хиров засомневался: не та была облачность, чтобы пенять на «Лоран». Неужели всерьез можно было думать, что острова, проплывавшие под самолетом, были японскими?

Все три с половиной дня пребывания ДС-8 на советской земле кто-то решал, действительно ли отказала навигация или Тозолини — участник провокации с целью проверить защищенность наших дальних рубежей.

Опуская подробности пребывания гостей из Америки на советском острове Итуруп, можно лишь сказать, что военные устроили их у себя с максимально возможным комфортом. Неплохо кормили. Как сами американцы сообщали, они получали черный хлеб, консервы, сыр, масло, кофе, говяжий бульон, лапшу и сигареты.

Борис ДЫДЫКИН.

Фото из архива автора.

Продолжение – в следующем номере газеты.