Таланты были, есть и будут

Об уникальных мастерах, уже более десяти лет занимающихся изготовлением художественных изделий из березового капа, отце и сыне Захаровых, давно знают не только в Усть-Катаве. Их работы известны знатокам художественных промыслов многих городов России, включая столицу. Знают их и за рубежом. А вот, как говорится, широкому зрителю, за все эти годы не часто выпадала удача познакомиться с творчеством этих мастеров, полюбоваться редкой красоты коллекцией шкатулок, часов, шахмат, нардов, икон и копий храмов, выполненных из удивительного природного материала.

И только буквально в прошлом году положение изменилось в лучшую сторону. В декабре 2009 года в общественно-политическом центре г. Магнитогорск состоялась презентация проекта «Мастера Урала». Презентация по замыслу организаторов должна способствовать возрождению и развитию народных промыслов, сохранению уникальных изделий, созданию системы обучения мастеров, работающих в лучших традициях народных умельцев.

Руководителем проекта стал генеральный директор ООО «Эдельвейс», руководитель общественной приемной полномочного представителя Президента РФ Александр Соколов, а его участниками — председатель МГСД Александр Морозов, главный редактор интернет-журнала «Свой взгляд» Елизавета Сокол, заместитель президента МГОО «Свой взгляд», профессор МаГУ Элла Комисарова, кандидат исторических наук и директор Магнитогорского краеведческого музея Александр Иванов. Работа по проекту «Мастера Урала» планируется в течение 10 лет.

А в нынешнем году выставка уникальных изделий усть-катавских мастеров, благодаря активной спонсорской поддержке Александра Соколова, состоялась в историко-краеведческом музее г. Екатеринбург. Здесь, как и в Магнитогорске, творчество Сергея и Александра Захаровых вызвало необычайный интерес. Выставка прошла, иначе не скажешь, с триумфом.

Удивительно, но в родном Усть-Катаве эти события были проигнорированы СМИ, почему и не стали известны жителям города.
— В Екатеринбурге и в Магнитогорске, — говорит Сергей Захаров, — нашу выставку снимали несколько телеканалов, в их числе, и центральный канал ТВ, писали многие газеты. А в Усть-Катаве СМИ это не заинтересовало. Нам было сказано, что сообщение о выставках «не является информационным событием».

Оставим на совести автора этих слов, присвоившего себе безоговорочное право решать, какая информация нужна устькатавцам, подобное заявление. Но почему же к нашим мастерам так восторженно, с величайшим уважением и вниманием относятся не только рядовые жители других уральских городов, мастера-умельцы, художники и искусствоведы, но и чиновники самых высоких рангов?

— Поражает то, — продолжает Сергей Захаров, — что на нашу выставку в Магнитогорске пришел председатель Собрания депутатов города, а на выставку в Екатеринбурге — советник полпреда Президента РФ в УрФО. Они не просто разглядывали изделия, а расспрашивали, где, как, в каких условиях мы все это делаем и были крайне удивлены, что местную власть это не интересует.

В Магнитогорске, например, Захаровым предложили создать собственную школу, то есть, во всех городах, где выставлялась уникальная коллекция, власть видела в работе мастеров перспективу для развития своих территорий. Но в родном городе их как будто вовсе не замечали.

К отсутствию интереса к своей работе на уровне местной власти Сергей Захаров уже привык. Поразительные вещи, иллюстрирующие подобное отношение, он рассказывает, по крайней мере, внешне совершенно спокойно. Так, например, в мае 2007 года Захаровым позвонили из Минэкономразвития РФ и предложили принять участие в совещании главных художников народных промыслов России. Попросили привезти коллекцию изделий из капа, так как несколько предприятий народных промыслов тогда высказали желание участвовать в совместном создании изделий с Захаровыми.

— Единственной проблемой, — говорит Сергей, — было привезти коллекцию, так как она большая. Я обратился к администрации УКВЗ с просьбой помочь с транспортом. Нам пообещали его выделить, и мы дали согласие на участие в совещании его организаторам. Но буквально за несколько дней до поездки руководство завода неожиданно отказало нам.

Обратился Сергей Захаров и в администрацию родного округа. Там ответили, что в бюджете средства на такие мероприятия не предусмотрены.
— С просьбой о помощи, — говорит Сергей, — я не раз обращался и к нашим депутатам, предпринимателям, например, к Новичкову. Помощи не получил ни разу. Марат Леонидович объяснил свой отказ, сказав, что «это не его профиль».
Действительно, уникальные изделия из капа, к счастью, ничего общего не имеют, например, с алкогольной продукцией.
— Мы много куда не поехали из-за отсутствия средств, — с горечью говорит Захаров-старший. — Москва, Киев, Минск постоянно приглашают нас на Дни города, все, хоть сколько-нибудь значимые выставки. Есть приглашения и на европейские биенале народного творчества в Париж, Лондон, другие города. Уровень приглашений очень высок.

Захаровы постоянно ведут переписку с мастерами из многих стран мира — Канадой, США, Новой Зеландией, Италией.
— Если бы не Александр Петрович Соколов, выставки в Магнитогорске и Екатеринбурге были бы просто невозможны, — уверен Сергей Захаров. Он надеется, что они станут прорывом, помогут воплотить в жизнь многие задумки и мечты.
А мечтать Захаровы, несмотря на невнимание к себе местной власти, не разучились. Видимо, никому не под силу разлучить творчество и мечту. И усилия, потраченные за многие годы на ее воплощение, не пропали даром. Надежда на создание в родном городе школы мастеров по капу не умерла, напротив, она начинает, благодаря поддержке Александра Соколова, единственного, кто понял, чем может стать для Усть-Катава развитие этого промысла, обретать реальные черты.

— Нам в Екатеринбурге после оценки наших изделий, — рассказывает Сергей Захаров, — предложили выставочную площадь с целью создания постоянно действующей экспозиции из березового капа.
Коллекция, кстати, (вы только вдумайтесь в это!) единственная в мире, была оценена очень высоко. А Захаровым предоставили не только выставочную площадь, но и все необходимое оборудование.

Несколько лет назад местная власть предлагала им организовать обучение работе с капом, но почему-то не в Усть-Катаве, а в Сатке. Сергей Захаров тогда не согласился.
— Я, честно говоря, не понял. Почему в Сатке? Мы с сыном тогда отказались от этого предложения, считая что этот процесс должен быть организован здесь, у нас. В Усть-Катаве очень много талантливых людей, и нет никакой необходимости выводить этот промысел из нашего города.

Именно после этого отказа, по словам Сергея, все ветви власти в родном округе потеряли к ним всякий интерес, и все дальнейшие просьбы о помощи в организации выставок с целью создания в Усть-Катаве этого народного промысла стали бесполезны. Сергей Захаров считает, что они оказались фактически заложниками боязни местных чиновников не угодить в чем-то желаниям «сильных мира сего».

Сергей Захаров 17 лет после окончания ВУЗа трудился на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, дорос до председателя профкома предприятия. И внезапно, по крайней мере, так казалось со стороны, бросил все и ушел в полную неизвестность. Ушел, чтобы заняться совершенно незнакомым видом творчества, потому что этого потребовала его душа. Видимо, тяга к творчеству заложена у Захаровых на генетическом уровне: мама Сергея, всю жизнь работавшая педиатром, прекрасно рисует. Но Захаров-старший привнес в процесс творчества, в искусство создания изящных вещей и нечто свое. Недаром он инженер по образованию. Сергей Захаров создал свою, уникальную технологию обработки березового капа, этого прекрасного, но очень сложного и капризного природного материала. Вот что, например, что говорит о нем второй представитель династии Захаровых (можно уже так говорить!), Александр:

Кап — материал, довольно редко встречающийся. Он может быть большим, но когда такой кусок распиливаешь, обнаруживается то червоточина, то скол или трухлявость. Примерно треть капа отбраковывается. Половина оставшегося материала уходит в опилки. Вот и получается, что из нескольких капов собираем единое изделие, которое только на взгляд непосвященного кажется сделанным из цельного куска. Кап — это необычная древесина, работать с ней слишком тяжело из-за ее необыкновенной прочности. Оттого с капом практически никто и не работает. 

А Сергею вместе с сыном, несмотря на трудности с обработкой, кап подчиняется. Как это удается Захаровым — секрет. Обнародовать уникальную технологию их просили не только в России, но и за границей, однако Захаровы принципиально не раскрывают этой тайны. Уверена, многие согласятся, что пущенные на поток уникальные вещи, скорее всего, потеряют свое неповторимое очарование, как и любой ширпотреб. Не знаю, как другим, но мне приятнее прикоснуться к шедеврам, которыми, несомненно, являются изделия Захаровых, или даже просто полюбоваться ими издали, чем увидеть выставленными в каждом магазине изделия из капа. Пусть высокое искусство останется высоким искусством! Именно оно, великими трудами создаваемое талантливыми людьми, будет жить и через много-много лет. По ним, талантам, выросшим в Усть-Катаве, по тем, кто им помогал преодолевать препоны и равнодушие власти, станут судить о нашем городе. Чиновники приходят и уходят, а талантливые, умные, творческие люди всегда были, есть и будут.

Ольга Булаенко, г.Усть-Катав.
Фото из архива Захаровых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.