Станьте ребенку другом
Недавно наша газета сообщала читателям, что в России существует несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью. В частности, автор статьи рассказал, что представляет собой гостевая семья.
Как сообщили специалисты Катав-Ивановского детского дома, после выхода ряда статей о детях-сиротах к ним стали обращаться семьи, желающие взять на воспитание приемного ребенка.
— Конечно, мы только рады такому вниманию со стороны взрослых к нашим детям, — говорит заведующая отделением по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению выпускников Ирина Харченко. — Однако не всем нашим воспитанникам выпадает такое везение. В основном в семьи берут маленьких детей. Подростки зачастую остаются до своего совершеннолетия в стенах детского дома. И мы, и они прекрасно понимаем, что шансов для усыновления маловато. Поэтому мы обращаемся через вашу газету к тем неравнодушным людям, которые могли бы стать детям, если не родителями, то друзьями.
Многие дети живут в интернатных учреждениях до совершеннолетия, а потом выходят в самостоятельную жизнь. Чаще всего этих детей никто не ждет, им трудно освоиться в новом мире без близких людей. Увы, по этой причине многие из них спиваются, становятся бомжами и даже попадают в тюрьму. Тем, кто живет в обычной семье трудно представить такую ситуацию, когда восемнадцатилетний молодой человек не имеет за порогом детского дома друзей, знакомых, родных. Многие из них не представляют, откуда берутся продукты и как приготовить себе еду, как растянуть полученное пособие, чтобы его хватило на месяц, устроиться на работу. Житейских проблем возникает масса. И все потому, что проживание в детском доме не может подготовить ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. Гостевой режим помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения.
Находятся люди, у которых сердца не очерствели, и они помогают воспитанникам детских домов: кто-то приносит фрукты и сладости, другие помогают вещами. Но нашим воспитанникам не нужны сладости и игрушки, не стоит от них откупаться деньгами, им просто нужно помочь выжить.
Поэтому, если нет возможностей взять ребенка под опеку, можно стать ему другом. Пригласить в гости, показать, как и чем живет ваша семья, помочь понять функции всех ее членов, получить навыки ведения хозяйства, общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу — это намного лучше самых дорогих подарков, цену которых, увы, наши воспитанники даже не знают.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, так как обычно между ребенком и семьей затем возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает его самооценку. Польза от того, что детей берут в гости, пусть даже на короткое время, несомненная. Во-первых, ребенок видит образец семейных отношений, видит, что такое семья. Ведь из выпускников интернатных учреждений только небольшой процент может создать свою семью, и, скорее всего, это те дети, у которых в опыте жизни когда-то уже была семья. Во-вторых, у ребенка появляется человек, значимый для него, который им интересуется, который для него что-то делает. Это же очень важно. Ведь ребенок может снять трубку и просто сказать: «Тёетя Наташа! Я сегодня математику не сделала, у меня чего-то не получается» или просто напомнить о себе. Завязываются психологические контакты, человеческие отношения, что очень важно для воспитанника детского дома.
Но люди, берущие детей в гости, должны быть подготовлены, например, к тому, что ребенок рано или поздно спросит: а вы можете меня взять насовсем? Поэтому нужно с самого начала себя и ребенка настроить на то, что он идет именно в гости, что это не навсегда, четко определить срок пребывания в гостях, объяснить, почему вы не можете его взять навсегда. Например, не позволяют жилищные условия, материальные. Самое главное — не давать несбыточных обещаний и надежд. Границы должны быть определены сразу, с самого начала: ты — гость, я — хозяйка. Тогда легко всем: и ребенк, и взрослым. Кстати, подростку легче понять, почему его взяли только на время. Малышам объяснить подобное невозможно.
Пригласите их в гости
Андрей, 16 лет — общительный, активный, инициативный, увлекающийся. Честолюбив, любит лидировать и умеет быть хорошим организатором. Пользуется доверием и уважением не только ребят, но и взрослых.
Андрей активно занимается спортом, играет в футбол, занимается кикбоксингом. Становился победителем в городских и районных соревнованиях по футболу. Мечтает обрести свою семью.
Виктория, 16 лет
Вика — спокойная, скромная, дружелюбная. Отношения со сверстниками и взрослыми хорошие. К советам старшим прислушивается. Занимается в кружках декоративно-прикладного творчества, оригами, бисероплетением. Любит прогулки на свежем воздухе.
Елена, 17 лет
Лена — девочка доброжелательная, спокойная, скромная. К обязанностям и поручениям относится добросовестно. Охотно включается в творческие дела коллектива. К старшим относится уважительно, помогает воспитателям по группе. Общительная, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Желает обрести семью.
Ольга ЮДИНОВА.