Нужно подбирать ключики

Тема приемного родительства в России сейчас на пике популярности. Желающих подарить ребенку-сироте семью предостаточно. Но, к большому сожалению, случаев возврата детей в детские дома, также много. Об этом как-то не принято писать и говорить. Но все же, хочется поведать читателям историю, которую рассказала нашей газете психолог Катав-Ивановского детского дома Элина БЕГАШЕВА.

— Поскольку девочка не из нашего района, предысторию процесса знакомства и оформления ее в семью я рассказывать не буду. Шестилетняя девочка попала в большую семью, где кроме нее воспитываются еще восемь детей. Мы очень порадовались за нашу воспитанницу. Но, увы, радость длилась недолго. Ребенок прожил в этой семье около года. В наше отделение семья обратилась уже тогда, когда решение вернуть девочку обратно в детский дом родители приняли окончательно. На все наши предложения поработать вместе с ними над сложившейся ситуацией ответили отказом. Что же произошло?
Со слов родителей, девочка — не ребенок, а просто какой-то маленький демон. Обижала младших детей, ничем заниматься не хотела, ее ничто не интересовало. Главной же причиной возврата ребенка родители назвали воровство.

Сразу же замечу, что ничего из указанного во время проживания девочки в нашем детском доме не подтвердилось. Это очень ласковый, любознательный ребенок. Правда, с характером. Но разве это недостаток? Ребенок имеет собственное мнение, не по годам рассудителен. А проявление характера — показатель развития личности, но совсем не «демонические» черты. Бывает, что у нее проявляется ревность по отношению к младшим воспитанникам, но это последствие материнской и эмоциональной депривации.

Поразили нас высказывания приемных родителей: «Я ее каждый вечер уговаривала, чтобы она утром проснулась ребенком». Что это значит? Взять в рот соску? Или, проснувшись, сидеть в кровати и плакать? Как понять эту фразу маленькой девочке? Другое выражение: «Она даже не искала с нами взаимопонимания». Извините, кто с кем должен взаимопонимание находить? Взрослые или маленький человек, у которого все в жизни сложилось кувырком? Девочку нужно было учить, «подбирать ключики» к ней, а не ждать от нее подобных инициатив.
«Мы думали, что нас много, мы ее привезем, и она сразу станет членом нашей семьи и будет жить по нашим правилам»,— говорили приемные родители. Спрашиваю: «Вы с этими правилами ее знакомили?», отвечают, что нет. Объясняю, что девочка шесть лет жила в казенных условиях, по определенному режиму и правилам. У нее нет опыта проживания в семье. Откуда ей знать, что от нее хочет семья, даже если эта семья большая и дружная?

На просьбу охарактеризовать девочку я услышала только про отрицательные ее качества и негативные поступки. Когда попросила рассказать, что же ребенок умеет делать хорошо, взрослые не смогли ответить. Когда я сказала, что вежливые слова — это уже хорошее дело, очень удивились.

Сейчас девочка живет в детском доме. Танцует, поет, занимается творчеством. Наверное, нет ни одной темы, которая была бы ей неинтересна. Рассказывать о ее переживаниях после возврата не буду, скажу только, что сейчас она снова ждет маму и мечтает уйти в семью.

Уважаемые взрослые, даже если вы подготовленные и опытные родители, уверенные на все сто процентов в своем желании подарить ребенку семейный уют и тепло, не торопитесь! Здесь, почти как при беременности, женщина, узнавшая о зародившейся в ней жизни, с первых же минут начинает любить своего ребенка. Так и при знакомстве кандидатов в приемные родители с ребенком происходит подобное. Все же основное и самое сложное начинается после, когда обоюдная эйфория уляжется. Поэтому еще раз напомню о гостевом режиме. Это время, когда вы можете привыкнуть и узнать друг друга, а, главное, понять, что у вас достаточно сил, чтобы помочь ребенку поверить в то, что он нужен и любим.

Хочу еще раз напомнить про правила семьи. Чтобы не повторилась история, рассказанная мною ранее. Помните жизнь в пионерском лагере? Это очень похоже на распорядок жизни в любом детдоме. А теперь вспомните, что даже жизнь дома и в гостях, например, у бабушки, также отличаются. Только домашние дети имеют опыт проживания в семье и легко адаптируются к изменениям подобного рода. Дети-сироты привыкли жить по указаниям и ориентирам на режимные моменты, им гораздо сложнее привыкать к новому, тем более, когда им ничего не объясняют и не помогают освоиться.
А это для вывода, наверное. В первый год жизни у детей закладываются психические основы для их дальнейшего благоприятного развития. «Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства „все хорошо“; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других». (Erikson).

Следовательно, чем младше ребенок, тем серьезнее на его развитии сказываются особенности взаимодействия с взрослыми. Если ребенок не получает опыта физической, психологической безопасности и надежности, то у него изначально не закладывается базовое доверие к миру и способность развивать привязанности.

Наши дети отличаются недоверием к окружающему миру, тревожностью, сниженной самооценкой. Представьте, что с ними происходит, когда им сначала пообещали «светлую и счастливую» жизнь, но затем передумали? Все комплексы еще более усугубляются. И мир для них становится враждебным. Мы же часто говорим, что детдомовские дети в большинстве своем — малолетние преступники. Но если все вокруг враждебное, то они и ведут себя с нами, как с врагами.

Как правило, в постановлении о снятии опеки над ребенком причиной указывают «Отсутствие взаимопонимания». Пустая фраза, я считаю, которая совершенно не соответствует истинной причине отказа. За каждым таким случаем — судьба человечка, маленькой формирующейся личности.

38 комментариев для “Нужно подбирать ключики

Обсуждение закрыто.