Николай Иванов: директор и педагог

Знаковые фигуры есть в любом городе и во всех сферах нашей жизни. Так в истории Усть-Катава навсегда оставили свой след руководители вагоно-строительного завода Т. Я. Белоконев, В. Х. Догужиев, Ю. А. Кирилычев. А профтехобразование многим обязано Н. А. Иванову, обладателю премии Законодательного собрания области, депутату Cобрания депутатов Усть-Катавского городского округа.  

Без малого три десятка лет возглавляет Николай Александрович сначала городское профессионально-техническое училище, потом СПТУ и профессиональный лицей № 22. В прошлом году ПЛ-22 обрел статус профессионального техникума. Других примеров подобного административного долгожительства в городе нет, и факт этот говорит сам за себя.

На пути от училища к техникуму кардинально менялся сам подход к обучению специалистов. Если в профтехучилище основным оборудованием были плакаты, диафильмы, доска с мелом да станки довоенного выпуска, то сегодня техникум оснащен самыми современными учебными кабинетами и мастерскими, имеет собственный ресурсный центр. Много лет Николай Александрович руководит Западным территориальным методическим объединением, и все эти годы ПЛ-22 задавал тон в учебных и культурно-воспитательных мероприятиях.

Как в хорошей семье домочадцы по утрам желают друг другу доброго дня, так в техникуме по давней традиции перед началом занятий все учащиеся и педагоги встречаются на линейке. Здесь подводят итоги предыдущего рабочего дня и корректируют планы на день грядущий, ставят на вид провинившимся и поздравляют с достижениями лучших. Всякий раз, бывая в этом учебном заведении, невольно отмечаю особую атмосферу: здесь учатся и работают не за страх, а за совесть.

Поэтому в интервью с Николаем Ивановым, первый вопрос был: 

Как удалось этого достичь?

— Никогда, знаете ли, не задумывался над этим,- улыбнулся Николай Александрович. — И вообще, нет такой цели, чтобы все боялись и слушались. Просто любое дело, проблему, будь она серьезной или незначительной, решаю в интересах учащегося. В первую очередь задаю себе вопрос: «А ученикам это нужно?». И если да, то в доску разобьюсь. Во имя этого строжайшим образом спрашиваю с каждого своего подчиненного независимо от заслуг и занимаемой должности.

Я абсолютно не авторитарен, но по поводу того, что в моем кабинете говорится, никаких пересудов быть не должно. Сам всю жизнь занимаюсь самообразованием и сотрудников настраиваю также. Считаю долгом не оставлять без внимания не только проступки ребят, но и любое, даже малейшее достижение, шаг вперед. Понимаете, хотя мы педагоги чаще всего бываем вне политики, здесь я полностью согласен с позицией президента, который призывает нас поддерживать «собственных Ломоносовых» чем только можем. Допустим, не было такой задачи, чтобы все шестьдесят человек, кто занимался на организованных нами недавно подготовительных курсах для будущих абитуриентов, пришли бы к нам учиться. Но наш психолог с ними работал.

Николай Александрович, хочется подчеркнуть, что курсы были бесплатными. По нынешним временам — нонсенс!

— Да, для семей этих ребят никаких затрат не было. Но мы позаботились о качестве учебных занятий. Преподавать на курсы я пригласил лучших педагогов, получателей грантов губернатора и президента, которые за час лекций спрашивают не менее 200 рублей. Но в таких случаях за ценой не стою. Гораздо важнее, чтобы молодежь захотела остаться в городе. Пока же мы видим удручающую картину. Восемьдесят процентов сегодняшних 10-классников хотят поступить в вуз, чтобы стать врачами, педагогами, инженерами, строителями, но 87% из них не хотят возвращаться в родной Усть-Катав.

Не дать городу погибнуть — это задача всеобъемлющая и решать ее надо сообща и системно. Мы же делаем то немногое, что по силам Недавно провели конкурс сочинений о местных династиях для учеников 8-9 классов. Победителей наградили ценными подарками.

Николай Александрович, кажется, после того как в 1988 году сгорело старое здание училища, и Вы смогли построить новое здание и даже возродить традиции учебного заведения, Вам, как говорится, сам черт не страшен?

— Это правда, отбоялся свое. А сейчас вот спросили, задумался, и оказалось, что самому любопытно вспомнить, сколько пережито. После пожара был в тяжелом трансе, и не надеялся, что оставят директором. Но видно, решили дать шанс, и как понимаю с высоты прожитых лет, это было мудро. Никто другой с таким рвением не строил бы новое здание.

Меня тогда здорово поддержали директор УКВЗ Ю. А. Кирилычев, начальник управления профтеобразования Ю. А. Харламов. Поддерживались любые инициативы, лишь бы на пользу дела. Допустим, мы в профильное училище отправляли лес, а оттуда везли на свою стройку рамы. Все училищу помогали. Удалось построить общежитие собственное и «выбить» в нем квартиры для своих сотрудников. В 1992 году купили первую видеокамеру и с тех пор фиксируем жизнь учебного заведения «в картинке». Естественно нас систематически проверяют различные комиссии, которые знакомятся и с видеохроникой. Всегда отмечают: «Вы неуклонно поднимаетесь!».

В 1985 году назначение директором училища было желанным для Вас?

— Конечно, амбиции определенные были, но не сразу все получалось. Понимал, что будет авторитет или нет, решится уже в первые дни. Тогда в разгаре была борьба с пьянством. Собрал коллектив и предупредил, что каждого, кто будет замечен в нетрезвом виде или в распитии спиртного ждет административный протокол со всеми вытекающими. Если меня застанете — сообщите в милицию

За какой период директорства сами себе поставили бы оценку «хорошо»?

— Я удовлетворен, что смог сохранить работоспособный педагогический коллектив в середине 90-х. Помните ведь, что творилось. Из училищ, подобных нашему, уходили лучшие сотрудники. Люди по полгодане получали зарплату. Многие учебные заведения “потерялись”, и впоследствии ушли годы и огромные усилия на их восстановление. 

Мы же набирали обороты, стали развивать дополнительное образование и обучали тогда почти трем десяткам профессий. За все брались, чтобы средства добыть, и наши сотрудникам получали деньги каждые 1,5-2 месяца. По договору с заводским подсобным хозяйством выращивали на «Уральце» для своей столовой картошку, морковь, капусту.

Держали кур и свиней. Летом выезжали с ребятами в поля, собирали лекарственные травы, чтобы зимой заваривать фито чай. Завели пасеку и в знак поощрения “хорошистам” ставили к чаю мед. Несмотря на большие трудности, даже в те лихие годы питание в нашей столовой для детей и сотрудников было бесплатным.

Никогда не забуду то тяжелое время. Во многих семьях практически голодали, я видел, как ребята подбирали с тарелок хлебом все, до последней вермишелинки. Вовсе не хочу показаться этаким умником семи пядей во лбу, но хочу сказать, что помогла привычка не отчаиваться ни при каких обстоятельствах, анализировать, делать выводы и советоваться со знающими людьми. Я разговаривал со старыми работниками и узнал, что после войны у РУ (реального училища) была своя земля, пасека, чтобы кормить тех пацанов, зачастую сирот, которые приехали со всех концов России обучаться профессии. В общем, коллектив удалось сохранить, и сегодня в улучшение своей материальной базы вкладываем меньше забот и денег, чем многие учреждения. Думаем только об улучшении учебного процесса. Обретение статуса техникума — это реальный результат большого труда всего нашего коллектива.

Ваши педагогические принципы менялись за эти годы?

— По сути — нет. Пришел в ПТУ 23-летним парнем, мастером производственного обучения. Директор А. П. Беляев, наставники В. А. Рудой и многие другие помогли мне усвоить, что главное в деле воспитания профессионального рабочего — порядок и дисциплина. Глядя в глаза учащегося, надо видеть, что он понимает. Следует учитывать также, что контингент у нас всегда непростой. И даже не потому, что большинство ребят из рабочих семей. Печальная действительность состоит в том, что пацанов воспитывают матери без мужей, много сирот. Так что педагогам приходится изучать психологию. Для оздоровления атмосферы ввожу в штат психолога.

Патриотическое воспитание в стенах этого учебного заведения — тоже не пустые слова. Мне приходилось видеть литературно-художественные композиции, созданные педагогами и учащимися к Дню Победы. Они трогают до слез, до мурашек по коже. Возле общежития создан мемориал, посвященный памяти выпускникам лицея, погибшим в локальных войнах. Ежегодно Н. А. Иванов организовывает встречи родителей и близких ребят, которые отдали жизни, выполняя воинский долг перед Родиной. Чтобы за поминальным столом осиротевшие матери и отцы могли неспешно поговорить о своих детях, которым не суждено повзрослеть, чтобы поддержали друг друга в неизбывном горе.
Уже покидая стены профессионального техникума, я попросила одного из сотрудников ответить на единственный вопрос:

Каков человек Николай Иванов?

— Мужик. Настоящий мужик в самом лучшем смысле этого слова, — не задумываясь, ответили мне. — Не любит словесной трескотни. По делу с себя спрашивает также строго, как с окружающих.

Людмила Титова. Фото их архива УКПТ.

Один комментарий к “Николай Иванов: директор и педагог

Обсуждение закрыто.