Немного о музыке

В далеком сентябре 1982 года, точнее, 14 сентября, в газете «Авангард», выходящей в Катав-Ивановском районе, появилось объявление об открытии при КБО г. Усть-Катава первой в горнозаводской зоне, студии звукозаписи.

Цензура и репертуар.

В то время в музыке, как впрочем, и в других областях, существовала строгая цензура. Как правило, всем студиям звукозаписи области регулярно спускался список запрещенных к тиражированию групп и исполнителей. Сейчас это смешно, но тогда репертуар согласовывался с руководством предприятия, хотя замечу, что особо нас никто не контролировал.

В начале 80-х годов кроме официальных ВИА типа «Самоцветов» и «Песняров» стало появляться множество молодежных рок-групп. В то время музыку тиражировали либо на виниловых пластинках, либо на магнитной ленте в бобинах, которую потом записывали и воспроизводили на катушечных магнитофонах. Самыми крутыми аппаратами считались магнитофоны с 3-х моторным лентопротяжным механизмом и сквозным трактом. Магнитная лента в то время уже была дефицитом. Где только ее не приходилось доставать! Я даже получал ее по почте из Узбекистана.

Сегодня, уважаемые читатели, мне хочется рассказать вам об одном популярном в 80-е годы исполнителе, точнее, о его группе «Альфа». Основателем этой группы был Сергей Сарычев. Почему именно о нем? Дело в том, что он мне импонировал своим напором, удивительной работоспособностью и сильной харизмой!

В то время, согласно утвержденному репертуару, организация подавала рапорт в авторское общество, и министерство бытового обслуживания перечисляло авторам песен соответствующие гонорары. Так вот, Серега в 1983 году прислал мне благодарственное письмо из района Бескудниково г. Москвы за «рапортички», с которых он получал авторский гонорар, и у нас с ним была небольшая переписка.

Сарычев — московский гуляка.

Немного из биографии Сергея Сарычева. Родился он 26 апреля 1958 года в Волгограде. Отец — сталевар, хорошо играл на баяне. Мать — официантка. Вскоре после рождения Сергея семья перебралась в город Волжский, где он и вырос.

С ранних лет увлекался музыкой, имея хороший слух и голос. При помощи родителей самостоятельно освоил баян и гитару. Позже поступил в музыкальную школу, где учился по классам баяна и фортепиано. Также пел в детском хоре мальчиков города Волжский. Затем учился в музыкальном училище по специальности «дирижер хора». В подростковом возрасте увлекся роком, ему импонировали музыка и манера исполнения таких групп, как Deep Purple, Black Sabbath, Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC.

Начинал свою музыкальную карьеру Сергей Сарычев в своем родном городе Волжском, где с 15-ти лет стал выступать в одном из ресторанов. Позже перебрался в Волгоград.

В 1978-1980 годах Сергей — клавишник и вокалист ВИА «Волгари» при Волгоградской филармонии. В 1980 году играл в ВИА «Шестеро молодых» при Саратовской филармонии, потом с группой «Волжане», затем в группе «Молодые голоса», затем в группе «Круиз» при Тамбовской филармонии. Он является автором главной песни группы «Круиз» — «Крутится волчок».

В январе 1983 года Сарычев вместе с ударником Сергеем Сафоновым, гитаристом Владимиром Холстининым и басистом Виталием Дубининым — оба позднее встретятся в «Арии», основывает новую группу – «Альфа», практически сразу же ориентировавшуюся на мелодичный рок с сильным акцентом на клавишные.

Группа «Альфа» приступила к записи первого магнито-альбома в 1983 году. Он вышел под названием «Гуляка» и был страшно популярен по всему Союзу! В каждом ресторане за вечер по несколько раз исполняли «Гуляку»!

Об истории альбома.

Сарычев объявил своим соратникам о том, какие задачи стоят перед ними: они должны сделать все так, как положено в настоящем шоу-бизнесе, то есть сначала записать альбом с новыми песнями, который надо будет отдать так называемым «подпольным писателям», чтобы они распространили его по всей стране. Только после этого можно будет идти устраиваться на работу в филармонию, потому что если альбом будет иметь успех, то на концертах группы, куда бы она ни приехала с гастролями, обязательно будет аншлаг.

Когда песни были разучены, Сарычев привез на репетиционную базу в ДК МИДа полупрофессиональный магнитофон «Ревокс», «пи-веевские» пульт и микрофоны. Музыканты играли «живьем» все песни от начала до конца. Если кто-то ошибался, то приходилось все начинать сначала. Когда работа над альбомом была завершена, Сарычев отнес катушку с записью Виктору Алисову, одному из представителей тайного союза так называемых подпольных писателей. Должен заметить, что у нас в городе этот альбом тоже пользовался огромным успехом, как говорится, шел на «ура»!

Песни из волшебной страны.

Песни Сарычева были веселыми и заводными, но с чуть заметной грустинкой, до боли знакомыми и родными, но пришедшими будто из далекой волшебной страны, где все не так, где все иначе. Они казались очень простыми, однако далеко не каждый отваживался подпеть вокалисту, и за праздничным столом слово обычно давали магнитофону. А записи «Альфы» были почти в каждом доме.

Если бы у нас в стране тогда проходили конкурсы типа «Грэмми», то многие любители рока назвали бы дебютный альбом «Альфы» лучшим альбомом 1983 года. В него вошли быстро ставшие популярными номера «Шторм», «Театр», известный также в исполнении Ирины Понаровской и «Московский озорной гуляка» на стихи Сергея Есенина.

После прослушивания в Москонцерте группе «Альфа» было разрешено работать только номером в сборной программе. Сарычев отказался от этого предложения. На вершине популярности группы ее покинули Сафонов и Дубинин, но пришли новые музыканты — басист Александр Грановский и ударник Игорь Молчанов — впоследствии тоже участники «Арии», затем – «Мастера».

Второй альбом группы вышел в 1983 году, назывался он «Бега». Но ни в одну филармонию из-за негативного отношения комиссий к «Озорному гуляке» с проигрышем «Цыпленок жареный» музыкантам устроиться не удалось, и в итоге Грановский, Холстинин и Молчанов были вынуждены уйти. Многие музыканты работали с Сергеем Сарычевым, но неприкаянное положение группы часто вынуждало их покидать ее.

Успех и распад.

Свой третий альбом Сарычев записывает и вовсе вдвоем — с ударником из группы «Круиз» Сергеем Ефимовым, который, кстати, тоже вскоре ушел. Альбом вышел в 1985 году под названием «Альфа-3». В него вошли, ставшие популярными песни, «Я сделан из такого вещества» — С. Сарычев — Г. Богатырева. «Жить не могу без тебя — С. Сарычев — А. Лукьянов, «Звезды нам светят — С. Сарычев — Г. Богатырева.

Сарычев не сдается. В очередной раз он стабилизирует состав с помощью басиста Анатолия Курносова и ударника Виталия Бондарчука. Но разногласия начались уже при записи первого совместного альбома. Курносов и гитарист Хомич отказались участвовать в записи, и альбом записывают только Сарычев и Бондарчук.

Практически половина песен программы впервые написана не Сарычевым, а кем-то еще, в данном случае — Бондарчуком. Песни «Теплый ветер» и «Кино», вошедшие в четвертый альбом, имели успех, но закрепить его снова было не с кем: группа «Альфа» в очередной раз распалась — Бондарчук решил продолжить карьеру в группе Константина Никольского.

Очередная модернизация группы закончилась приходом в нее ударника Всеволода Королюка, гитариста Алексея Горбашева, у которого в 1988 году вышел сольный альбом «Фристайл», и басиста Валерия Гришкова. Это был, наверное, самый удачный период существования группы. Группа «Альфа» с успехом выступила на «Рок-панораме-86», ее песня «Я сделан из такого вещества» на слова А. Лукьянова, позднее лидера группы «Окно», попала на фестивальную пластинку.

В 1987 году «Альфа» перешла в Росконцерт, затем — в Оренбургскую филармонию. На достаточно долгий период стабилизируется новый состав. Это Сергей Сарычев — вокал, клавишные, Сергей Власов — гитара, Эдуард Предигер — бас, Михаил Самофалов – гитара, Андрей Баранов — ударные. Но в 1989 году Сергей Сарычев неожиданно уходит из группы и вместе с женой, певицей Мариной Журавлевой, вскоре выпускает магнитоальбом в стиле электропоп.

После оглушительно триумфа Марины Журавлевой с песнями «Белая черемуха» и «На сердце рана у меня», в начале 1992 года она вместе с мужем Сергеем Сарычевым уехала по приглашению на гастроли в США, где они и осталась.

Борис ДЫДЫКИН.

4 комментария для “Немного о музыке

Обсуждение закрыто.