Люди ждут ее возвращения

Середина мая. Суббота. В храме Рождества Христова в Усть-Катаве только что закончилась вечерняя служба.

Очевидно, по причине начала огородных работ прихожан в церкви немного. Когда, крестясь и шепча молитву, к выходу подошла последняя старушка, дверь распахнулась и в храм несмело ступил человек. Молодой еще мужчина, но небритый и неухоженный. Про таких говорят: жизнь потрепала. Одежда добротная, но видно, что носится бессменно. Возле киоска с церковным товаром незнакомец дождался пока отец Валерий скрылся за дверью притвора, потом обратился к молодому священнику: «Мне бы свечку поставить…».

Тот, взглянув мужчине в лицо, перегнулся через прилавок, но замешкался, видно хотел уточнить цену.

— У меня только три рубля, — смутился молодой человек. — Вообще хотел заказать, чтобы помолились здесь, в церкви, — частил парень, будто не надеялся, что его достушают. — Помолиться мне надо… о маме, — уже чуть слышно закончил он.

Бог весть, что заставило человека обратиться к Всевышнему: болезнь, кончина матери или большая вина перед нею. Что вообще приводит человека в храм? Что движет людьми, стремящимся к святым местам?

В ночь на 15 июня около двухсот устькатавцев на автобусах и личном автотранспорте выехали в Башкирию, в село Табынь. В этот день — девятую пятницу после Пасхи — к месту ее обретения после годичного путешествия по храмам России возвращается Табынская чудо-творная икона Божьей Матери. К шести часам утра возле церкви собралась огромная толпа паломников. У многих на шее висят иконки Табынской Богородицы. Считается, что человек, над головой которого проносят икону Богородицы, получает Ее благословение. Тогда и «маленькая, домашняя» святыня, набирается чудодейственной силы. И вот из храма выносят икону, убранную белыми хризантемами, устанавливают на специальные носилки. Крепкие мужчины в казацкой форме поднимают драгоценную ношу на плечи и вслед за хоругвями, священниками трогаются в неблизкий путь до Красноусольска. 

Сразу начинается стремительное и для непосвященного — странное — движение. Люди забегают, чтобы быть перед иконой, обращаются к ней лицом, крестятся, опускаются на колени. Богородица проплывает над их склоненными головами, а цепочка непрерывно обновляется новыми желающими получить благословение. Под иконой, считают верующие, надо пройти не менее трех раз. Слабые старики, молодежь, дети, инвалиды, мужчины и женщины, люди русские и других национальностей опускаются на колени перед плывущей над ними иконой. На лицах страдание, мольба, отчаяние, умиление, восхищение. И у всех — благоговение. Процессия выходит за село, но через поле с обеих сторон к тракту на транспорте и пешком спешат люди. Они также выстраивются цепочкой, чтобы получить благословение Табынской Богородицы.

Миновали Красноусольский завод минеральных вод, дет-ский санаторий, реку Усолку. Наконец открылся конечный пункт следования крестного хода — белым лебедем парящая на высокой скале Красноусольская церковь. У подножия горы святыню уже ожидают тысячи людей. На праздничную литургию ожидают митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона. Перед входом в храм монахи рассыпают свежескошенную траву. Тут же многие женщины поснимали с голов платки и расстелили их на траве. Считается, если ступит нога святейшего на платок, он исцелит головную боль.

Наконец владыка прибывает и начинается служба. Всех желающих небольшой храм вместить не может, но это не беда. Песнопения и молитвы транслируются на всю округу. Между тем паломники купаются в святом источнике. Многие запасаются целебной водой. Предвидя вопрос читателей, заверяю: омовение в купели Святого источника приносит облегчение душе и телу такое, что словами описать сложно. Так хорошо бывает, наверное, только безгрешным младенцам. Под навесом, рядом со Свято-Троицким женским монастырем монахини и добровольные помощницы-трудники кормят всех желающих вкусным, правда, постным (идет Петровский пост) обедом.

Что же касается второго обретения святой иконы, оно произошло так. Три пастуха-башкирина пасли скот около соленых ключей и увидели там икону Божьей матери. Распаленные ненавистью к христианам, приняли ее рубить. За это были немедленно наказаны — ослепли. Пастухи горько плакали, просили русского Бога исцелить их. Один, самый молодой стал молиться и прозрел. По его молитвам прозрели и другие. Первый пастух уверовал в Иисуса Христа, а двое остались в магометанстве, но стали почитать икону. Вознесенского монастыря уже не существовало, поэтому икону отнесли в построенную в селе Табынь церковь. После чего она и получила название Табынской.

Табынская икона прославилась своими исцелениями в 1848 году, когда эпидемия холеры обрушилась на Россию. В благодарность за избавление от страшной болезни жители Стерлитамака стали ежегодно на девятую пятницу после Пасхи брать крестным ходом чудотворную икону к себе.

М. Чванов в статье “Всего мира надежда и утешение» журнала «Бельские просторы» № 9 2003 года, сообщает, что с 1856 года чудотворная икона торжественно носится из Табынска, кроме Стерлитамака и Оренбурга, уже и в Самару, Тобольск, Кустанай, Уральск и их губернии, все дальше и дальше. Многочисленные чудеса исцеления сопровождали Табынскую икону на всем пути ее следования. Поэтому каждый верующий старался пройти с иконой хоть малую часть ее пути. В девятую пятницу на Святые ключи, на место ее явления, собиралось до 20 тысяч человек со всей России. Крестный ход с Табынской иконой был оборван осенью 1919 года под Оренбургом, в зоне боевых действий гражданской войны. Тысячи людей, шедших с иконой, надеялись, что она остановит братоубийственную бойню. Неожиданно налетела красная конница и разогнала богомольцев. Содрав с иконы драгоценные ризы, красные скрылись, бросив саму икону на дорогу. Сотни атамана Дутова приняли святую икону и отстуали с нею с тяжелыми боями на восток. Вместе с ними перешла китайскую границу Табынская икона.

Считается, что чудотворная икона не погибла и находится до поры до времени где-то в сокровенном месте, не нашлось пока ни одного человека, который хотя бы приблизительно смог указать ее местонахождение.

Табынскую икону Божьей матери с каждым годом все больше почитают в наших местах. К слову сказать, каких-то пять лет назад из Усть-Катава выезжали в Табынь не более двух десятков православных, а сегодня — две сотни. Люди ждут ее возвращения. Однако святая икона, помимо всех иных условий, сможет вернуться только в том случае, если мы внутренне хоть сколько-нибудь будем этого достойны.

Людмила Титова.
Фото автора.