Лед тронулся?
Продолжаю информировать жителей города Трехгорного о ситуации в доме на улице Космонавтов, где неоднократно неизвестными людьми разливалась ртуть под дверью одной из квартир.
Напомню, что 15 декабря прошлого года глава города, представители администрации, полиции, МЧС и других служб провели первую за десять месяцев с момента ЧП встречу с жителями дома №20.
Тогда власти города предложили людям следующее: снабдить подъезд дверью с кодовым замком, чтобы неизвестный злоумышленник не проник в подъезд с новой порцией ртути. Пройти медицинское обследование — диспансеризацию — в десятидневный срок (инициатива самих жителей дома № 20). Провести капитальный ремонт подъезда. Провести демеркуризацию в квартирах жителей. Кроме того, жители дома настояли на проведении независимой экспертизы.
С той встречи прошло два месяца. Настало время для подведения промежуточных итогов. Посмотрим, что было сделано за это время в «нехорошем» подъезде.
Итак, пойдем по пунктам вышеуказанной «декларации о намерениях».
Жителям дома № 20 по улице Космонавтов обещали снабдить подъезд дверью с кодовым замком, чтобы неизвестный злоумышленник не проник в подъезд с новой порцией ртути. Итог: дверь была установлена. При этом — внимание! — цифровой код замка находился на всеобщем обозрении целые сутки! Представители организации, проводившей работы, решили не затруднять себя обходом квартир и написали секретные цифры мелом прямо на входной двери. Жители подъезда «удивились», после этого код сменили.
Власти Трехгорного предложили также жителям дома пройти медицинское обследование (диспансеризацию) в десятидневный срок. Итог: диспансеризация проведена. Но состоявшийся медосмотр в МСЧ — 72, по словам жителей, стал чистой формальностью. Им было предложено посетить терапевта, офтальмолога, невролога и стоматолога. Все! Об обещанных главой города поездках в областную больницу, где могли бы провести исследования на содержание ртути в организме, никто и не вспомнил.
Между тем, люди, вынужденные много месяцев подряд дышать парами ртути, хотели получить ответ медиков на следующие вопросы: «Как повлияло ядовитое вещество на состояние их здоровья? Какова степень «отравления» организма? Есть ли превышение допустимых норм концентрации ртути в крови?».
Власти Трехгорного обещали провести и капитальный ремонт подъезда. Итог: ремонт подъезда начался 16 января и продолжается по сей день с непредвиденными перерывами в 7 — 10 дней. На площадках двух этажей со стен удаляется слой краски и шпатлевки. По мнению жителей дома, без полной ликвидации источников заражения в подъезде и квартирах любой ремонт лишен всякого смысла, так как со временем парами ртути пропитывается все.
Оказалось таже, что «очаг» повышенной для здоровья людей опасности — и ныне там. Новое скопление ртути (визуально!) было обнаружено 27 января этого года бригадой спасателей из Усть-Катава в квартире, которую неоднократно «заливали» ядовитым веществом неизвестные. Под ламинатом, у входной двери находились шарики ртути. Кстати, осмотр квартиры проводился в сопровождении понятых — жителей подъезда, и они могут подтвердить этот факт.
Обещали провести демеркуризацию в квартирах. Итог: демеркуризация не проводилась, так как жители дома считают ее проведение нецелесообразным, так как удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами эффективно только тогда, когда источник заражения ликвидируется сразу после случившегося ЧП.
На встрече с главой города жители настаивали на проведении независимой экпертизы. Итог: 28 января специалист из Озерска провел замеры концентрации паров ртути у нескольких квартир подъезда. Специалист, видимо, прибыл по приглашению администрации города. О результатах исследований жителям «отравленного» подъезда неизвестно. Специалист отказался ознакомить их с показаниями прибора, сославшись на то, что интересующую их информацию должна предоставить администрация города. Официальных результатов «тестирования» квартир на безопасность для жизни и здоровья жители дома пока не видели.
На внеочередной сессии Собрания депутатов, которая состоялась несколько дней назад, я снова обратил внимание депутатского корпуса на так называемое «ртутное дело» и предложил пригласить специалистов одного из московских институтов, которые могли бы дать независимую оценку данной ситуации. Коллеги поддержали мою инициативу. Они согласились даже изыскать финансирование на эти цели в фонде Собрания депутатов. Н. А. Лубенец предложил, в свою очередь, внести этот вопрос в повестку следующей сессии Собрания. И это предложение было принято. Возможно, я предвосхищаю события, но, похоже, «лед тронулся».
Владимир ЗАЙЦЕВ,
депутат Собрания депутатов
г. Трехгорного.