Базис и надстройка или Курица и яйцо

 

150120153«Зри в корень»(Козьма Прутков).

Скрытая, подковерная борьба по выборам в Усть-Катавском городском округе в сентябре 2015 года, которую начала администрация города во главе с мэром Алферовым Э. В., выпустив первый «Усть-Катавский вестник» под знаменем «Единой России», набирает обороты.

С экранов, в передачах Усть-Катавского телевидения «спикер» городского Собрания Семков С. Д., который предал вместе со своим Собранием решение июльского «круглого стола» по прямым выборам главы города, (если верить газете Усть-Катавская неделя» от 05. 12. 2014 г. с интервью Новичкова М. Л.), раздувает «кадило» этой борьбы.

 

Марат Леонидович абсолютно прав, отстаивая прямые выборы главы города в ЗСО. Но зачем он вбивает клин между городом и заводом, обвиняя завод в использовании административного ресурса в выборе для себя «лояльных людей»?

Господин Новичков прав, что завод — это очень большой ресурс, и он всегда избирал мэра из своих рядов, да прок был не всегда, особенно после выборов в 2010 году. Хотел бы вам, господин Новичков, заметить: прежде, чем вносить «раздрай» в городские отношения, необходимо знать, что такое базис и надстройка. Ваше образование, Марат Леонидович, (10 классов советской школы + платная Академия народного хозяйства), вероятно, не позволяет вам владеть этими двумя постулатами. Попробую объяснить.

Немного истории

В устье реки Катав, там где она впадает в Юрюзань, купцы Твердышевы построили завод по производству железа, то есть базис. Затем завод начал постепенно обрастать поселением, то есть надстройкой. Завод производил и сплавлял по реке свое железо на рынок, за что получал деньги, и вкладывал их в развитие производства и, конечно, поселка. Если говорить проще, завод был той курицей, которая несла яйца, практически по тем временам золотые, так как уральское железо высоко ценилось даже в Англии и Франции. Вот о заводе — базисе города — хотел бы и поговорить.

Завод

Вспоминаю слова Юрия Александровича Кирилычева: «На завод, начиная от уборщицы и до директора, ходят для того, чтобы работало производство, и выпускалась продукция». Производство — это основа, то есть базис предприятия. Во Франции, первой в мире демократической республике, говорят: «Свита делает короля» и «Король умер, да здравствует король!». О свите, которая при Абрамове П. В. отвечала и отвечает сейчас за производство и его развитие, то есть базис, хотел бы и поведать. Несли бремя ответственности за эту, как сейчас модно говорить, «компетенцию», главный инженер Алферов Эдуард Викторович и заместитель генерального директора по производству Сдобников Павел Евгеньевич.

За время «руления» Алферовым Э. В. техникой развития производства в «Роскосмосе» разрабатывались и двигались новые программы по освоению космоса, в которых нашего завода, УКВЗ, увы, нет. Проиграв техническую стратегию развития завода по внедрению новых изделий спецпроизводства, Алферов Э. В., став главой города, мог помочь заводу хотя бы в продвижении на рынке трамваев через губернатора Челябинской области, мэров Челябинска, Златоуста, Магнитогорска, ведь в этих городах эксплуатируется порядка пятисот усть-катавских вагонов. У мэра города есть возможность подключить в данном вопросе депутатов ЗСО, Госдумы, профсоюзов машиностроителей, наконец! Увы, ничего этого сделано не было. Вот вам, Марат Леонидович и мэр — представитель завода.

Город

Алферов, провалив стратегию развития изделий спецпроизводства завода (по трамвайному производству поговорим отдельно), в городе тоже успехов не достиг.

Хорошо, что мэр не успел продать детский оздоровительный лагерь “Ребячья республика”, зато техникум — «академию города» унизил до уровня ГПТУ. Школу № 3 сравнял с землей, но «беднягу», школу № 2 не успел. Почему ее нельзя отремонтировать и восстановить? Наверняка денег, которые собираются вложить в реконструкцию техникума, на школу вполне бы хватило. Мэр одной пулей убил бы двух зайцев, возродив «школу на поляне», заодно и слегка реабилитировал бы своего друга — «единоросса» Шекунова Д. Ю., который работал ее директором, когда она сгорела. Данный товарищ мэра своим уголовным делом, уже работая директором техникума, скорее всего, спровоцировал процедуру его уничтожения. Мэр мог принять такое мудрое решение, и город имел бы и начальную школу, и техникум, и лицей. А сейчас, как говорит молодежь, «технаря нет, а шарага осталась».

Трамваи

Теперь о трамвайном производстве. Работая директором трамвайного производства, я обнаружил «нефтяную трубу», по которой постоянно утекала практически месячная зарплата работников трамвайного производства. «Труба» называлась «капитальный ремонт тележек и колесных пар». «Изобрел» и курировал ее начальник цеха № 32 Сдобников Павел Евгеньевич.

Рабочие 32 цеха знакомы с этим его «детищем». Для незнающих поясняю. На завод из городов России приходит старая, бывшая в употреблении тележка от трамвая в состоянии «полная шихта». Ее актируют, для вида используют порядка 10% процентов «бэушных» деталей, а 90 процентов — все новое. Составляется акт на списание и снятие с учета деталей и покупных комплектующих изделий (ПКИ), где имеются подписи «Сдобников», для вида — старшего мастера и начальника ПДБ, «Утверждаю, Настин А. А», и в левом верхнем углу резолюция главного диспетчера завода Сирицкого Ю. А. — «Согласовано, списать с учета». Дальше еще проще: тележка по цене «бэушной» уходит в «свою контору» — посреднику, а через нее потом в ТТУ Смоленска, Уфы и других городов практически по цене новой.

Служебной запиской руководству завода я остановил эту аферу, в результате получил «дворцовый переворот», который организовал Сдобников П. Е. Меня направили на работу в службу материально-технического обеспечения, в отдел № 64, а Сдобников П. Е. получил должность директора трамвайного производства.

Вроде бы, ладно, но производство трамваев стало превращаться при этом руководителе из высокотехнологичного в «отверточное». Основной цех производства — механосборочный № 32 (вотчина Сдобниковых и Настина) хирел на глазах. В 2008-2009 годах, когда был скачок по производству и поставкам трамваев до 20 штук в месяц в Москву, цех просто «поплыл».

“Экономическое чудо”

Сдобников П. Е. и Настин А. А. стали размещать изготовление деталей для трамваев из номенклатуры цеха № 32 в городах Миасс, Сим и других. Незадача этого «поприща» в том, что заготовки уходили из завода и возвращались в виде деталей в 20, 30 и даже 40 раз дороже, чем стоимость изготовленных на нашем заводе. Когда я написал официальную служебную записку на имя главного инженера Алферова Э. В. о приостановке и разборе этого экономического «чуда» и производственного «беспредела по-Настински», служба снабжения и комплектации получила расформирование под лозунгом «Держи вора!».

Не могу отвечать за службу снабжения (отдел № 42), служба комплектации (отдел № 64) на тот момент «украла» 250 миллионов в виде кредита от поставщиков за полученные заводом комплектующие в целях недопущения остановки производства. Моих «лично наворованных» из них — около 50 миллионов рублей. Это реальные цифры на август 2009 года, и в бухгалтерии завода они имеются. Вот и делайте выводы, кто в тот момент был «вором». Те, которые старались в долг привезти материалы и ПКИ, чтобы работало производство, или те, кто отняв у рабочих заготовки и работу, делали детали «на стороне», «загоняя» их заводу в сорок раз дороже реальной цены. Одна из контор, которая «кормила» группу Сдобникова П. Е., весьма символично называлась «Пищевик».

На новый уровень?

Сдобников П. Е. убедил нового генерального директора завода А. Н. Гнатюка принять на завод Настина А. А., чтобы вывести трамвайное производство на «новый уровень». Хотел бы задаться вопросом: Усть-Катавский трамвай в целом неплохой, имеет богатую историю и традиции, но зачем же вы, господа Сдобников П. Е. и Настин А. А., ранее довели производство до уровня «отверточного», специальное конструкторское бюро трамваестроения превратили в «специально коммерческое», оставив фактически в производстве изготовление в полном объеме только каркаса вагона, да рамы тележки с колесами? Все остальное вы предпочитаете покупать «на стороне», а это уже не трамвайное производство, а «папуасское». Уничтожая рабочие места, вы лишили людей основного права, закрепленного Конституцией РФ — права на труд, позволили тем самым «родить» тверской трамвай за счет усть-катавского, где Настин А. А. успел даже поработать.

Не хочу вспоминать, как было уничтожено производство велосипедов и ТНП. Вот фактическое лицо «главного инженера — мэра» Алферова Эдуарда Викторовича и «главного командира производства» Сдобникова П. Е.

Будем все же оптимистами

Невероятно трудно будет новому генеральному директору завода поднимать производство до тех объемов и рубежей, которые были еще 10-15 лет назад. Однако оптимизм Александра Николаевича Гнатюка вселяет уверенность, что завод выйдет с честью из сегодняшней ситуации, как это бывало в трудные времена. Началось возрождение производства редуктора трамвая, взято направление на организацию и расширение других видов производств на заводе. Поживем — увидим. Надеемся, что завод, который «породил» город, не станет для него «братской могилой».

Кувайцев В.С., технический директор представительства

ООО «ТД КОРВЕТ» на УКВЗ.

От редакции:

Уважаемые читатели, у вас есть возможность высказать на страницах нашей газеты свое мнение по данной публикации. Пишите в редакцию “Среди вершин” по адресу: г. Усть-Катав, МКР2, д. 8, кв. 1.