Не всякое «убывание моногородов» полезно для страны

 

260620146Трехгорный. Фазы адаптации

В конце сороковых годов прошлого века государство приступает к реализации «атомного проекта». На Южном Урале начинается строительство «почтовых ящиков» (ЗАТО).

До тех пор, пока стране нужен «ядерный щит», все идет нормально. Но в 90-х годах двадцатого века страна круто меняет идеологию и берет курс на конверсию. Предприятия, лишившись оборонных заказов и государственного финансирования, оказываются на грани выживания. Замораживается строительство жилья. Все заводские объекты социальной сферы передаются в муниципальную собственность, рабочие месяцами не получают заработанных денег. Социалистическая система хозяйствования больше не годится к применению. А как вести себя в рыночной экономике еще не знает никто.

 

Все мы оказались тогда в одинаковой ситуации. Когда конверсия обесценила оборонные проекты, моногородам нужно было срочно придумывать что-то новое, альтернативный вариант выживания! И в кризис 90-х годов Трехгорный стал одним из первых городом России, разработавшим и внедрившим в жизнь первую Программу социально-экономического развития территории с монопрофильной экономикой.

Как человек, лично участвовавший в процессах становления и развития системы органов местного самоуправления ЗАТО, переживший вместе с городом самый сложный период его жизни, могу сказать, что моногорода не выживут сами по себе. Вдохнуть жизнь в них может только долгосрочный государственный проект (проект при поддержке государства).

Мое видение стратегии ЗАТО формировалось во время многолетней работы на посту главы Трехгорного, в должности президента Ассоциации закрытых административно-территориальных образований Минатома РФ и члена Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ. Мне довелось лоббировать интересы жителей закрытых городов в министерствах РФ, Государственной Думе и правительстве РФ.

Например, в начале 90-х годов мы (главы ЗАТО) столкнулись с тем, что в стране отсутствует законодательство, регулирующее жизнь закрытых городов. Есть только инструкции. И мы шаг за шагом, при поддержке Верховного Совета, пытались создать законодательную базу для наших городов. И гордились тем, что именно нам удалось это сделать.

Сегодня, надеюсь, не надо никого убеждать в целесообразности развития закрытых городов. Но раньше, 17 лет назад, нам нужно было придумывать инвестиционную программу с нуля и доказывать правительству РФ, что такая программа необходима ЗАТО! Нам нужно было ее «пробивать», идти дорогой, по которой до нас никто не ходил!

Трехгорный стал одним из первых моногородов России, сумевших вовремя разглядеть призрак надвигающейся социальной катастрофы и приступить к диверсификации экономики.

Когда на градообразующем предприятии значительно сократились объемы госзаказа, ситуация требовала принятия срочных мер по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Уровень безработицы в Трехгорном подскочил до 10 -12 процентов!

Руководители области и страны понимали, что в таком городе, как наш, решение проблемы безработицы надо искать немедленно! Социальная напряженность недопустима! В сложнейшую для страны «эпоху перемен», когда большинство городов и предприятий пытались просто выжить, спастись от нищеты любой ценой, Трехгорный поставил перед собой амбициозную задачу — добиться экономической самодостаточности.

Николай ЛУБЕНЕЦ. Продолжение следует.