Занимательная начальникология

 

Избирателю на заметку

Успех организации, динамику ее развития во многом определяет стиль управления руководителя подчиненными. Эта закономерность распространяется на начальство самого разного уровня – от шефа небольшой фирмы до главы муниципального образования. Стиль руководства в любом случае характеризует качество деятельности руководителя, его способность к эффективному управлению. Типизация стилей, конечно, условна, но их черты всегда узнаваемы. Приводим здесь несколько основных типажей. Для размышления.

 

«Деспот»

Любимый принцип, используемый им при общении с подчиненными: «Я начальник, а ты дурак». Часто применяет повышенный назидательный тон, не считается с мнением сотрудников. Безжалостно материально наказывает и увольняет, большое внимание уделяет дисциплине. Единолично принимает решения, жёстко регламентирует деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу и предоставляя минимум необходимой информации. Не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес. Считает, что для укрепления своего доминирующего положения в коллективе можно использовать любые средства. Абсолютно убеждён в том, что люди нуждаются в «твёрдой руке» — руководителе, решающем всё, в том числе в мелочах. Поскольку все, кто находится ниже него в управленческой иерархии, по его мнению, одинаковы, то и побуждать их к деятельности следует одинаковыми средствами, среди которых на первом месте — методы прямого командного воздействия (давление, принуждение, наказание, контроль, запугивание последствиями и т.п.).

«Попуститель»

Не любит заниматься текущей работой, а также глубоко вдаваться в проблемы. Обычно пускает дела на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление — либо сверху, либо снизу. С подчиненными безразлично вежлив, в случае неудачи сваливает всё на исполнителей. Жесткие решения любит проводить чужими руками, сам оставаясь в стороне. Не скупится на обещания, обаятелен, любезен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчинённого. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Большое внимание уделяет внешним атрибутам власти. Обычно создает «свиту». Как правило, из числа сотрудников выдвигаются несколько человек, которые фактически управляют организацией.

Тем не менее, сам считает, что может управлять любым коллективом в любой области бизнеса или государственной службы.

«Созидатель»

Не боится ответственности, знает проблемы людей и умеет их отстаивать. Обладает хорошей способностью понимать и ясно выражать общие интересы. Не боится ставить вопросы о нуждах коллектива перед руководством. Способен вовлекать людей в обсуждение общих проблем, выступать с предложениями об удовлетворении нужд подчинённых.

Часто оказывается неудобным вышестоящему начальству, но проявляет настойчивость в достижении цели.

Общественные интересы ставит выше личных, «горит» на работе, берет под личную ответственность решение наиболее сложных задач.

Пользуется авторитетом, оптимистичен, планирует совместную работу с учётом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Способен вовлекать людей в выполнение дел, необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных сотрудников.

Уважает людей, относится к ним доброжелательно, склонен помогать им в поисках справедливых решений, способен к сопереживанию. Находит время выслушать и умеет это делать, своим оптимистическим подходом к проблемам вызывает у сотрудников веру в свои силы.

«Ставленник»

Назначается по принципу управляемости и послушности, удобен тем, кто через него влияет на деятельность организации. На должность, как правило, выдвигается волевым решением вышестоящего начальства независимо от собственного желания. Мотивируется такими аргументами, как важность интересов корпорации, обещание помощи и поддержки со стороны руководства и «старших товарищей». Выполняет по преимуществу декоративную функцию руководителя при наличии реальных лидеров, предпочитающих оставаться в тени. В работе старается опереться на знающих сотрудников или заместителей. Обладает высокой исполнительской дисциплиной, беспрекословно выполняет команды вышестоящего начальства.

Поддается различным влияниям, в экстремальных ситуациях не способен принимать самостоятельные решения. Воспринимает себя как жертву ситуации, уважением подчиненных пользуется редко.

Чаще всего является порядочным человеком, хорошим специалистом, хорошим товарищем. Но его руководство способно децентрализовать, ослабить и даже «развалить» организацию.

Стоит отметить, что последний тип «удобного» руководителя, пока редко включаемый в наборы «начальственных» психотипов, в последнее время все чаще встречается в жизни. Хорошо это или плохо — решать вам, уважаемые читатели.

По материалам открытых интернет-ресурсов.