Атомщики из третьего «В»

После избрания президентом РФ Владимира Путина в 2000 году Госкорпорация «РОСАТОМ» вышла из кризиса. Появились средства не только на собственное развитие, но и на реализацию активной социальной политики.

Сегодня «РОСАТОМ» осуществляет поддержку различных инициатив, направленных на профессиональную ориентацию школьников и студентов, развитие престижа профессиональной деятельности и образования как в структуре атомной отрасли, так и в городах своего присутствия.

При поддержке Госкорпорации «РОСАТОМ» НИЯУ МИФИ реализует Всероссийскую конференцию-конкурс научных работ учащихся старших классов «Юниор» и олимпиаду «РОСАТОМ». С целью привлечения молодежи проводятся также ярмарки вакансий, дни открытых дверей, организуются целевые выставки и другие информационные акции.

Открываются специализированные классы по атомной энергии. К примеру, в столице такой класс действует на базе лицея № 1547 (образовательное учреждение с физико-математическим уклоном, реализующее совместные с МИФИ образовательные программы).

В Трехгорном «атомный» класс открылся на базе общеобразовательной школы № 110. В увлекательной форме ребята познают природу атомной энергии.

В отраслевом конкурсе, проходившем в рамках образовательного проекта «Школа РОСАТОМА» в 2010 году приняла участие делегация Трехгорного. По итогам конкурса школа № 110 вошла в пятерку лучших и получила гранд в 100 тысяч рублей, школы № 109 и № 112 как финалисты — по 50 тысяч, ГУО — 200 тысяч рублей.

Росатом уделяет огромное значение образованию. Фактически будущих специалистов он начинает взращивать еще со школьной скамьи, потому что для работы на «атомных» предприятиях нужны высококлассные кадры, ведь управление сложным технологическим оборудованием можно доверить только грамотному человеку. Как это осуществляется на деле? — об этом наш разговор с классным руководителем «атомного» класса школы № 110 Г. А. Каниповой.

Галина Александровна, про Ваш «атомный» класс писали уже неоднократно. А надо ли это — загружать головы детей знаниями о строении атома уже в начальной школе?

— А вы вспомните кукол Барби с младенцем в животе! Появление первых детских сексуальных энциклопедий вызвало шок, ведь в Советском Союзе «секса не было». Но дети все равно не верили ни в капусту, ни в аиста. Грамотный, адаптированный к возрасту рассказ о том, как появляются младенцы, оказался уместным.

Сегодня у педагога задача не нагрузить ученика знаниями, а развить в нем познавательные способности, научить его учиться, добывать и систематизировать новое. В мире все взаимосвязано. Если ребенок научится видеть и выстраивать логические связи, он сможет все понять и объяснить.

Давно у меня в голове крутилась мысль, что в школе мы мало говорим о местности, в которой живем. Первоначально была задумка запустить поисковый проект «Мой дом — Трехгорный». Но посмотрите, как размотался логический клубок: Трехгорный — закрытый город, потому что Приборостроительный завод является «атомным» предприятием. Вот и возникла потребность объяснить, что такое атомная энергия, как она вырабатывается и где применяется, в чем ее преимущества и опасность.

Удалось ли Вам объяснить Вашим третьеклассникам суть ядерной реакции так, чтобы они поняли?

— Наверное, это и было тем, что меня до поры до времени останавливало. Ровно год тому назад, 3 февраля, я побывала на открытии Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) в Челябинске. Таких учреждений в стране уже более десяти, они открываются Госкорпорацией «Росатом» для того, чтобы донести до людей информацию об атоме грамотно, доступно, наглядно, с использованием современного арсенала информационных технологий. Здесь и учебные фильмы-путешествия в 3D, и компьютерные игры, и возможности определения радиационного фона в любой точке страны в режиме реального времени, и информация в интерактивном киоске о любом предприятии атомной отрасли, в том числе и о нашем Приборостроительном заводе.

Поэтому идея создания «атомных” классов оказалась мне близка. Правда Росатом планировал открыть их только для старшеклассников с тем, чтобы профориентировать выпускников школ на поступление в «атомные» вузы с последующей работой на «атомных» предприятиях. Мой класс стал первым начальным в стране, теперь есть еще один в Москве.

Известный детский поэт Г. Сапгир специально для начальной школы написал «Ядерную азбуку для детей», по заказу Госкорпорацией «Росатом» был снят учебный фильм, где о делении атома детям рассказывается на примере… апельсинов. Все понятно и занятно. А для закрепления изученного — специальная учебная тетрадка дружбы детей «атомных» городов (в конкурсе таких тетрадок мы признаны лучшими в Уральском регионе — радостную новость специалисты ИЦАЭ сообщили нам на этой неделе). Так что специальные знания я даю не так, как сама придумаю. База под этим серьезная, разработанная учеными-профессионалами.

Но главная идея создания «атомных» классов все-таки профориентационнная?

— Конечно. Раскрывая детям мир ядерной науки, мы формируем в них стремление к ее познанию и применению, зарождаем желание работать в атомной отрасли и сразу показываем, что это достаточно сложно, значит знания нужны крепкие.

Мы побывали с экскурсиями в некоторых цехах Приборостроительного завода, увидели своими глазами умные станки с ЧПУ, и как на них трудятся наши папы и мамы. Там создан суперсовременный учебный класс, в котором рабочие свои навыки по изготовлению деталей оттачивают сначала на компьютерах и только потом получают допуск к станку. Глаза загораются не только у мальчишек, но и у девчонок — желание работать на заводе формируется с детства. А еще — гордость за родителей — работников завода, за бабушек и дедушек — основателей такого предприятия, флагмана атомной отрасли России.

Работать на ПСЗ престижно, потому что здесь высокая заработная плата, которая выплачивается регулярно и своевременно, потому что здесь предоставляется серьезный социальный пакет, потому что здесь продвигают молодых и поддерживают ветеранов.

А у Вас самой не возникало желание уйти из школы на завод?

— Я вернулась в родной город молодым специалистом после окончания Магнитогорского педагогического института в лихие девяностые. Тогда на заводе было несладко: как везде по стране массовые увольнения, невыплаты заработной платы, Гособоронзаказ по-минимуму, сворачивание производства и разговоры об открытии ЗАТО. Это сейчас на ставку уборщицы здесь больше сотни претендентов.
Понятно, что возрождение — путь сложный и долгий, без поддержки правительства страны вряд ли он был бы успешно пройден, а предприятие добилось таких высоких результатов. Сегодня Приборостроительный завод крепко стоит на ногах, постоянно развивается и является оплотом стабильности и гарантом надежности. Здесь трудится слаженный коллектив, в составе которого не просто компетентные специалисты, но люди, увлеченные своей работой, пропитанные корпоративным единством и гордящиеся своей причастностью к атомной отрасли России. И я стараюсь вложить в своих учеников этот «атомный» дух, воспитать в них чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание жить и трудиться здесь.

Что скрывать, конечно, перейти на завод хотелось. И нормированный рабочий день иметь, и зарплату достойную, и в «Рябинке» на Черном море отдыхать… Думаю, что нашла бы применение своим учительским знаниям и работала бы не хуже других.

Сдерживало чувство ответственности: вот выпущу этих, а там точно уйду, устала, хватит. Но каждый раз в выпускном классе уже набирала новых будущих первоклассников на следующий учебный год, и совести не хватало теперь уже их бросить. Значит, моя судьба — учить детей, готовить смену сегодняшним приборостроителям. Но на заводе у меня работает сын, и я надеюсь, что его трудовая биография будет удачной, хотя она только начинается.

Вставка: Галина Канипова: «Заинтересовавшись проектом создания атомных классов в городах присутствия предприятий Росатома, я даже не представляла, во что это выльется: насколько окажется увлекательным и интересным для детей, для педагогов и даже для родителей; какие перед нами откроются перспективы (одна победа в проекте «Школа Росатома» чего стоит!), и каких надежных партнеров впоследствии мы обретем. Например, после приема педагогов школы М. И. Похлебаевым в конце декабря, налажено тесное взаимодействие с Приборостроительным заводом, а 24 января, в день 60-летнего юбилея предприятия, юные атомщики уже приветствовали заводчан на торжественном вечере».

Беседовала Надежда Волкова.

Один комментарий к “Атомщики из третьего «В»

  • 23.03.2023 в 03:09
    Постоянная ссылка

    186624 192416I found your weblog site on google and check a couple of of your early posts. Proceed to maintain up the quite excellent operate. I just extra up your RSS feed to my MSN News Reader. Searching for ahead to reading extra from you later on! 855409

Обсуждение закрыто.