О жизни в горошек

— Как мать, уходя, заботится о судьбах своих детей, так и я беспокоюсь о судьбе своих стихов, — заявила Евгения Остапчук, едва мы устроились в чистенькой кухоньке, которая служит поэтессе рабочим кабинетом.

— Бог детей не дал, так я считаю стихи своими наследниками. Хочу, чтобы они жили после меня. Ведь поэтические строки, речь не о том, худы ли, ладны ли они — дар Божий и никак иначе.

Мне приятны беседы с Евгенией Захаровной потому, что о чем бы она ни рассуждала, это всегда мини-спектакль. На этот раз повод для интервью более чем значительный — в свет вышел третий сборник Евгении Остапчук «1002 ночь». Первая ее книга «Колодец надежды» была издана в 2011 году. По большей мере она включила в себя житейские стихи-истории начала 80-х и периода 2005-2010 годов. Не заставил себя долго ждать и второй сборник «Всюду любовь». Соответственно он состоит из произведений о любви. Любви не только тривиальной, между мужчиной и женщиной, но и большой, вселенской — к природе, к Родине, к матери. Евгения Захаровна нашла особую форму, первое стихотворение объясняет весь сборник: «Я пишу стихи, как спектакли ставлю…».

Затем идут «Бисеринки» — стихи в одну-две строфы. Немалое искусство, сказать коротко, но емко, Евгении Остапчук вполне удается:

“Я собираю радость по крупице
И пользуюсь, и делаю запас,
Завидуя порой свободным птицам,
Которые живут, чем Бог подаст”.

Очень удачным считаю также название следующей главы — «Мир в горошек». Заключают сборник «Легенды старой Праги».

Название третьей книге дала пьеса в стихах — сказка для взрослых «1002 ночь». Произведение читается легко и залпом: невозможно остановится где-то посередине. «Послевкусие» также приятно — щемящее, сладкое и горькое, как после настоящей восточной сказки. Кроме того в сборнике читатель найдет много хороших стихов на самые разные темы.

— Евгения Захаровна, отчего во всех Ваших сборниках есть стихи о музыке, хотя Вы не музыкант? — Интересуюсь я у автора.

— Потому что музыка для меня — важнейшее из искусств. Музыка способна выразить то, что непосильно словам и другим искусствам. В «1002 ночи» я сделала музыкальную главу «Музыка сродни подтексту…».

— Евгения Захаровна, есть ли у Вас любимые стихи?

— Вряд ли. Мне дорого то стихотворение, которое в данный момент читаю. Понимаете, равносильно спросить о любимом ребенке мать.

Считаю, пересказывать содержание стихов также бессмысленно, как словами описывать картины. И все же хочется отметить некоторые особенности поэзии Евгении Остапчук. Прежде всего — это женские стихи. Точнее — женственные. О чем бы ни шла речь, чувствуется тонкость восприятия мира автором. Порой ее искренность просто обжигает. К примеру, в стихотворении «А ей хотелось…(странная женщина)» спокойные рассуждения о житейских буднях заканчиваются криком души:

“И уходя, твердила тихо,
Так больно сердце занялось:
Я не хочу, я не согласна
(И голос полнился грозой),
Чтоб между дел меня любили!..
Дела б вершили … между мной”.

В стихотворении «Боль за Родину» автор рассуждает о судьбах своей страны, а в стихотворениях «Деревенька, богом забытая» и «Моя страна» звучат хлесткие, обличающие слова:

«Живет в деревеньке, Богом забытой,
Водкой, как половодьем залитой,
Народ, полутрезв, полупьян»,

и:

«И лежала она как убитая,
Богом, миром, начальством забытая
Моя страна!
В чем виновата она!?
А страну защищают тщедушные дети,
Что бутылки пустые таскали из баков,
Что не знали уютней жилья, чем бараки,
Для которых и солнышко вроде не светит.
А страну разоряют богатые дяди,
У которых глаза словно бельма пустые,
Ну, а головы золотом их залитые,
Что любого убьют из-за денег, не глядя…».

Потрясло своей правдивостью и любовью стихотворение «Бабусе». Это зарисовка. Суетится за гаражами старушка. Гололед, пойдет дочка, поскользнется.

«В ведерке детском серая зола,
Но посыпает путь своей любовью.
— С работы дочушка, а я ледок прикрою,
Чтоб как по коврику она прошла. —
Кто может сделать это, как не мать?!
Но счастья своего не понимаем
И жертвенность за долг мы принимаем…
А время минет — некого позвать».

Не менее ярким и удачным получилось стихотворение «Дар любви» из второго сборника Евгении Остапчук. Казалось бы, обычная история о бедной старушке, которая с трудом наскребла мелочишки на «мятую сардельку»:

«Дверь тугая взвизгнула, стукнула по заду,
А бабуля радостно: «Эко повезло! —
Теплая в руке ее спряталась награда,
Пусть одна сарделька… пусть не полкило…
За скобу привязана тощая собачка,
Шерсть свалялась серая, а в глазах слеза.
— Как делиться будем? Экая задачка! —
Что же тут поделать? Что еще сказать?!
Нюхает сардельку с нежностью бабулька,
А собака ластится, смотрит прямо в рот…
Что же, дома каша есть, начатая булка,
Как-нибудь без лакомства нынче проживет.
Слабою рукою, отвязав подружку,
Отдала гостинец, чтобы не томить.
— Кушай, дорогая… потихоньку кушай,
Не умрем сегодня, долго будем жить».

За каждым стихотворением Евгении Захаровны угадывается огромная работа души и сердца. Заставляет задуматься о собственной совести и принципиальности каждого прочитавшего стихотворение «Широко закрытыми глазами». Чем-то неуловимым произведения Евгении Остапчук напоминают мне стихи Ларисы Рубальской. Когда читала стихи «Нитка жемчуга», «Фиалка ночная», «Танго «Бабочка», невольно подумалось: “Как знать, может быть, спустя годы некий музыкант сочинит к ним музыку, и эти строки зазвучат по-новому”.

— Я хочу, чтобы каждый взявший книгу, получил ответы на свои вопросы, — сказала поэтесса на прощание.

А я советую — прочтите, не пожалеете.

Людмила Титова, г. Усть-Катав.
Фото Ольги Булаенко.