То, что мы сделали, нужно людям

Ашинский район — западные ворота горнозаводского Урала — нередко называют «Южноуральской Швейцарией». Не знаю, насколько это справедливо, но мои знакомые, одно время жившие в Германии, были буквально очарованы местными красотами и уверяли, что они нисколько не уступают немецкой Баварии в предгориях Альп.

 

Действительно, по природе Ашинский «угол» у нас наособинку — такого в крае больше нет: крутобокие горные склоны, покрытые елями и пихтами, прозрачные речки, живописные скальные обрывы, как по волшебству сменяющиеся уютными долинами, давшими приют липовым рощам и зарослям вишни… Именно они манят сюда путешественников из многих уголков света.

Однако Ашинский район интересен не только туристам, не менее известен он и среди краеведов, нередко открывающих здесь новые имена и новых героев, новые факты истории и новые даты, позволяющие взглянуть под другим углом на ставшие давно привычными вещи, ощутить неразрывную связь событий более чем вековой давности с нашим недавним прошлым и настоящим.

Транссиб

Одним из таких событий, несомненно, стало строительство в конце XIX века Транссибирской магистрали. В 2011 году исполнилось 110 лет с начала движения поездов по Великому Сибирскому Пути, как ее нередко называют, и эта дата не осталась незамеченной на всем протяжении следования железнодорожных составов от Москвы до Владивостока. Транссиб является самой протяженной в мире железной дорогой и проходит через две части света, 20 субъектов РФ и 5 федеральных округов, 87 городов и множество поселков.

Есть такие и в Горнозаводском крае. На территории Ашинского района в их числе поселок Кропачево с одноименной станцией, являющейся западным форпостом Южно-Уральской железной дороги. 

Корреспонденты нашей газеты недавно побывали там, и сегодня мы расскажем нашим читателям о прошлом и настоящем поселка, о людях, живущих в нем.
Согласно архивным данным, станция Кропачево была основана в 1890 году и названа по имени купца-подрядчика Кропачева, принимавшего участие в строительстве участка Самаро-Златоустовской железной дороги: в неурожайные 1891-1892 годы он бесперебойно снабжал строителей дешевым хлебом. В названии поселка фамилия, как это нередко происходит, немного искажена, но надо заметить, что большинство местного населения до сих пор именуют его «Корпачево».

К началу регулярного движения поездов на станции проходили только два пути, но уже в 1900 году были построены третий путь, депо и несколько казенных домов. Так появился поселок. К тому времени в станционном здании находились касса и зал ожидания, работал телеграф. Железная дорога прочно, на века, как оказалось, связала Кропачево и с центром России, и с ее окраиной — Дальним Востоком. Но сначала цивилизация коснулась только перевозки грузов, пассажиров в то время было мало. Местные жители в основном ездили на лошадях, их путь лежал по большей части в Ерал и Муратовку, которые были тогда большими деревнями. В самом же Кропачево к началу XX века стояло лишь несколько домов, окруженных лесом, который в дальнейшем, во время стройки, был частично вырублен, а во время Великой Отечественной войны служил населению топливом.

В послевоенное время станция Кропачево разительно изменилась. Сегодня она — стыковой пункт Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорог. Ежесуточно около 60 поездов переходят здесь с запада страны на восток, столько же — с востока на запад. Да и сам поселок в 2005 году изменил статус и стал Кропачевским городским поселением. Его население сегодня — пять тысяч человек. Треть из них работает на железной дороге, многим работу дали нефте- и бензоперекачивающие станции. Об одной из них хотелось бы рассказать подробнее.

Возрождение

Насосно-перекачивающая станция (НПС) в Кропачево введена в эксплуатацию в 1953 году, всего через восемь лет после войны. И если Транссибирская магистраль явилась первопричиной рождения поселка, то перекачивающая станция дала ему новый импульс для развития, стала его «вторым дыханием», его стержнем. С 1970 года станция — часть Черкасского нефтепроводного управления, которое территориально находится в Челябинской области и трех районах Башкортостана. В мае 1975 года станцию переименовали в линейно-диспетчерскую (ЛДПС), а затем законсервировали или, правильнее сказать, перевели в режим содержания в безопасном состоянии.
«Лихие девяностые», когда, как казалось, будет разрушено все, не лучшим образом отразились на состоянии станции, но она все же была сохранена и в начале нынешнего века, получила новую жизнь. Сейчас ЛДПС «Кропачево» является одним из основных производств поселка, и сегодня трудно поверить, что эта станция была выведена из режима содержания в безопасном соcтоянии только в 2003 году.
О событиях тех дней нам рассказал депутат Собрания депутатов Ашинского муниципального района четвертого созыва Галимьян Загирович Гайнетдинов, бывший в то время ее начальником:

— Когда я в 2002 году возглавил станцию, — говорит Галимьян Загирович, — она была, мягко говоря, в неухоженном состоянии. Но новым руководством «Транснефти» вскоре был дан мощный импульс для развития нефтепроводной системы, и в Кропачево появились современные технологии и оборудование.

Станция возрождалась и модернизировалась. В насосной УБКУА были установлены новые электродвигатели, масляные выключатели заменены на вакуумные, а релейная автоматика — на микропроцессорную. Всего за пять месяцев было построено здание административного корпуса и проложена асфальтированная дорога. Вскоре мы начали увеличивать объемы перекачки нефти, что позволило создать новые рабочие места. Для поселка, где практически не было другой работы, это оказалось как нельзя кстати. За короткий срок производство ожило. Надо сказать, что во многом это стало за-слугой людей, работавших там в то время — целеустремленных и основательных, безраздельно преданных своей профессии.

Инициатива

Тогда, по словам Галимьяна Загировича, было трудно поверить, что станцию удастся привести в рабочее состояние в столь короткий срок: падение объемов добычи в перестроечные 90-е ввергло ЛДПС «Кропачево» в длительный анабиоз. Такая же судьба постигла и многие объекты «Транснефти».

Однако коллектив во главе с опытным профессионалом справился с поставленной задачей, и удалось это благодаря не только новым технологиям и оборудованию, появившимся в ЛДПС, но и творческому подходу к делу работников станции.
Тогда, в процессе вывода из СБС насосной УБКУА, Г. З. Гайнетдинов настоял на целесообразности параллельного проведения подобных работ и в насосной нефтепровода НКК. Руководство управления идею поддержало, да и коллектив ЛДПС дополнительных трудностей не испугался.

— У наших ребят просто руки золотые, к тому же итээровский корпус очень сильный. Работали увлеченно, не считаясь с личным временем, — говорит Галимьян Загирович. — Многое тогда сделали собственными силами, затраты в основном были связаны лишь с приобретением материалов.

В итоге вместо одной заработали две насосные, расположенные в равнозначных с точки зрения качества строительства, функциональности и оснащенности помещениях, несмотря на то, что одно из них — «сверхплановое».
— Работать тогда стало интереснее, — считает Галимьян Загирович, — мы понимали, что то, что мы делаем, нужно людям, и в первую очередь, нашим землякам.

Творческий подход

Конечно, главной задачей тогда было восстановление работоспособности станции, выведение ее из «спящего» режима, но, по словам людей, хорошо знающих Галимьяна Загировича, он не был бы собой, если бы параллельно с этой не решал еще одну задачу. Он считал, что станцию нужно не просто восстановить, но и поработать над ее внешним обликом, сделать ее территорию благоустроенной, удобной для работы.
И эта задача тогда также была решена, стоит только посмотреть на четкую планировку территории станции, ее бело-голубые строения и технологиче-ские узлы, гармонично вписавшиеся в окружающий пейзаж.

Нет сомнения, без творческого подхода Гайнетдинова и его команды облик ЛДПС «Кропачево» был бы совершенно иным.

А в 2011 году, уже будучи пенсионером, Галимьян Загирович по личной инициативе и за свой счет отреставрировал и очистил колодец для питьевой воды в селе Ерал, помог с вырубкой всех старых деревьев, которые представляли опасность для строений, находящихся рядом. Опять же за свои личные средства почистил в соседнем селе Муратовке водоем (пруд), закупил и запустил в него мальков рыбы.
Теперь эта рыба выращивается, и через какое-то время пруд будет замечательным местом отдыха для местных жителей.

В сентябре 2005 года Гайнетдинову Галимьяну Загировичу — начальнику линейной производственно-диспетчерской станции «Кропачево» Черкасского нефтепроводного управления ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефте-проводы имени Д. А. Черняева» за заслуги в области нефтяной промышленности Указом президента РБ было присвоено почетное звание «Заслуженный нефтяник Республики Башкортостан».

Надо отметить, что это не первая награда, полученная Галимьяном Загировичем: в августе 2002 года он в числе других работников Акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д. А. Черняева» за многолетнюю добросовестную работу в области нефтяной промышленно-сти уже был награжден Почетной грамотой Республики Башкортостан.

А в марте 2010 года Галимьяна Загировича земляки избрали депутатом Собрания депутатов Ашинского муниципального района четвертого созыва. Многие люди обращаются к нему с просьбами, и ни одну из них он не оставляет без внимания.
Сегодня станция, в восстановлении работы которой самое деятельное участие принял Галимьян Загирович Гайнетдинов, является «стержнем» поселка Кропачево и задает ритм всей его жизни.

Ольга Булаенко.
Фото Татьяны Петуховой.