Артистка из уральской глубинки

«Талантливые люди всегда высоко ценились в нашей стране, — говорит сотрудник городского музея Юрюзани Наталья Плеханова. — Просматривая материалы о своих земляках, биографии которых будут запечатлены в энциклопедии города, я очень много узнала об их судьбах. Сколько же талантливых людей породила наша уральская глубинка! Заслуженная артистка Марийской АССР и РСФСР, солистка Большого театра, концертная певица, удивительно талантливый человек, моя землячка — Лидия Федоровна Ковалева, — та, о ком хочу рассказать.

Написать о ней мне помогла ее двоюродная сестра Татьяна Попова, которая поделилась воспоминаниями, материалами и фотографиями своей родственницы.

Лидия Федоровна, несмотря на свой плотный график гастролей, сумела побывать спустя годы на своей малой родине. В 1978 году она выступила во Дворце культуры Юрюзани. В зале не было пустых мест, жители города стояли в походах, чтобы услышать серебристый голос известной землячки. В первых рядах сидели родственники Лидии Федоровны. Они с гордостью смотрели на свою племянницу и сестру.

Звонкий и серебристый

Ковалева, в девичестве Кузнецова, Лидия Федоровна родилась в Юрюзани 25 января 1940 года. Отец Лидии ушел на Финскую войну, потом началась Великая Отечественная. Свою дочь Лидочку ему так и не довелось увидеть. Кузнецов Федор Федорович защищал Москву, служил в 26 стрелковом полку, в лыжном батальоне. В 1942 году сражался в Новгородской области, был тяжело ранен в бою, от ранения не оправился, умер в госпитале.

Лида, как все военные дети, познала нелегкое детство. Жила то у бабушки с дедушкой, то с мамой и отчимом. Очень рано начала петь. Еще крошкой, сидя на печке у бабушки, распевала юрюзанские частушки, любила народную музыку, русскую гармошку. Лидия Федоровна всегда мечтала стать артисткой. Ее звонкий серебристый голосок доставлял удовольствие всем окружающим. Бабушка привела ее в заводской клуб.

Лидия начала заниматься в заводской самодеятельности, сначала с С. П. Галич, затем С. А. Ибатулиной. С возрастом ее голос становился сильнее, красивее, к тому же от природы он был хорошо поставленным. Лидии рано пришлось пойти на работу, поэтому 9 и 10 класс она сдавала экстерном, когда уже была принята в консерваторию. Она принимала участие в смотрах художественной самодеятельности, в концертах. Пела частушки, народные песни, особенно любила арии из опер, которые слушала на пластинках в клубе. Не бросила петь юная артистка, когда семья ее мамы переселилась в Курган и Лидочка переехала вместе с ними. На одном из концертов, который проходил на новом месте жительства, ее голос услышали настоящие профессионалы. Молодая артистка была приглашена в Зауральский ансамбль песни и пляски.

Переезд в Ленинград

Была еще одна судьбоносная встреча. Однажды ее голос услышали приехавшие на гастроли участники оперной студии Ленинградской консерватории. Послушав Лиду, певцы посоветовали ей поступать в консерваторию. Она прислушалась к совету и поехала в Ленинград.

Лидия Федоровна была принята в класс известной певицы и педагога Н.А. Серваль. Окончила она консерваторию в 1969 году.

Профессиональная карьера Лидии началась несколько раньше: в 1968 году открылся Музыкальный театр Марийской АССР в Йошкар-Оле, и группа студентов — пять выпускников Ленинградской консерватории отправились туда работать. Лидия Ковалева была в числе первых солистов этой оперной труппы. Она пела все ведущие партии в театре: Татьяну в «Евгении Онегине», Виолетту в «Травиате», «Чио-Чио-сан», в опереттах «Летучая мышь», «Цыганская любовь». Принимала участие в марийских национальных операх, хотя это было очень непросто. За арию в опере «Акпатыр» Лидия Федоровна была удостоена Государственной премии в 1970 году, а в 1971 году — звания заслуженной артистки Марийской АССР. Она пользовалась большим успехом у зрителей. Но ярко одаренной личности для творческого самовыражения нужны были еще большие возможности, и по совету коллег Ковалева решилась поехать в Москву на конкурс в Большой театр.

Царская невеста

В 1972 году певица была принята в стажерскую группу театра, начался новый период ее творческой жизни. За два года стажировки Ковалева спела несколько небольших партий в операх «Война и мир» С.С.Прокофьева, «Царская невеста» и «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Кармен» Ж.Бизе. Она много занималась с концертмейстерами, избавлялась от навыков, которые незаметны на периферийных сценах, но не годятся для больших сцен.

Артистка совершенствовалась буквально от спектакля к спектаклю, и 23 февраля 1973 года состоялся ее дебют уже в одной из самых сложных и желанных для любого сопрано партий — Марфы в «Царской невесте». Успех не был неожиданностью. Соученик Ковалевой по консерватории и партнер по сцене Большого театра Ю. А. Григорьев отметил: «Вокальных трудностей для Ковалевой не существует. Интонационных тоже. Голос звучит звонко, солнечно, оптимистично. Он радует чистотой и свободой, легкостью и силой, прозрачностью и всегда — свежестью».

Исполнив еще несколько небольших партий в операх «Пиковая дама», «Травиата» и «Аида», «Сказание о граде Китеже», Лидия Федоровна Ковалева выступила в партии Антониды в «Иване Сусанине» и подтвердила свое право на исполнение ведущих партий. Ее удачное выступление отметили дирижер М. Ф. Эрмлер и Н.Д.Шпиллер, в прошлом сама одна из лучших исполнительниц партии Антониды.

Большой театр

Ковалева быстро вошла в репертуар Большого театра и уже через три месяца исполнила партию Маргариты в опере «Фауст». В этой роли она впервые выступила еще в Оперной студии Ленинградской консерватории, что помогло ей и в спектакле Большого театра обрести уверенность и естественность поведения на сцене, певческое самоощущение. Виртуозный блеск в пении Ковалевой сочетался с мелодической грациозностью. Особенно это было заметно в лирических эпизодах. Благодаря редкой музыкально-пластической свободе певицы, ее героиня как бы уходила из театральной условности в жизнь, что только подчеркивало замысел композитора — раскрыть и воспеть судьбу Маргариты.

Работая над партиями, артистка консультировалась у выдающейся певицы Е. В. Шумской, исполнявшей в свое время тот же репертуар. Концертмейстер К. К. Костырев признавался, что, когда впервые услышал Ковалеву, «ее голос и манера сразу напомнили незабвенную Шумскую. Очень похожи их тембры». Он отмечал серебристость и звонкость голосов, она могла спеть любую партию. Казалось, что это певице дается легко, на самом деле это каждодневный труд.

Великие роли

Ковалева успешно исполняла и создавала образы — Чио-Чио-сан в одноименной опере Дж. Пуччини, Татьяны в «Евгении Онегине» и Иоланты в одноименной опере П.И.Чайковского, Волховы в «Садко» и Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, Микаэлы в «Кармен» Ж.Бизе.

А как превосходно воплотила Лидия Федоровна образ Деспины в опере Моцарта «Так поступают все женщины». Кажется, что эта трудная партия далась ей очень легко, но этому предшествовала огромная работа исполнительницы.

Над партией Виолетты в «Травиате» артистка работала с дирижером Б. Э. Хайкиным. Много работала с дирижером Ф. Ш. Мансуровым, который также высоко отозвался о певице.

Прекрасная исполнительница ведущих партий, Ковалева никогда не отказывалась от исполнения партий другого плана, считая, что это только увеличивает ее сценический опыт. И к тому же певица любила работать, а не зависеть только от репертуарных планов театра. И таких партий было немало: Ксения в «Борисе Годунове», Половецкая девушка в «Князе Игоре», Ольга в «Русалке», Воглинда в «Золоте Рейна», в советских операх — Лиза Бричкина в опере «Зори здесь тихие», Первая баба в «Семене Котко», Лена в «Октябре».

Ковалева много выступала в концертах: с ансамблем скрипачей под руководством Ю. М. Реентовича, с секстетом театра под руководством П. К. Тарасевича, с ансамблем виолончелистов под руководством Ю. Г. Лоевского, с камерным хором Московской государственной консерватории под управлением В. К. Полянского. Участвовала в исполнении оратории «Мессия» Г. Генделя — В. Моцарта. Артистка много гастролировала по стране и за рубежом.

Талант во всем

Лидия Федоровна была и талантливым педагогом, щедро делилась с учениками своим опытом и талантом.

Талант, профессионализм, любовь к музыке всегда отличали Лидию Федоровну. Она имела голос, который не забывается. Концертмейстер Большого театра К.К. Костырев, который много работал с певицей, вспоминает: «Есть голоса, само звучание которых доставляет физическое наслаждение, удовольствие. Думаешь, просто звучит, поет — и ничего больше не надо. Вот и голос Лидии Ковалевой давал такое же наслаждение».

Лидия Федоровна Ковалева была замечательной женой, с мужем они вместе работали в Большом театре. Лев Леонтьевич Кузнецов был исполнителем ведущих партий в русских и зарубежных операх Большого театра в 1976-2005 годах. Вместе они воспитали двои детей — дочь Юлию и сына Анатолия. Лидия Федоровна была замечательной хозяйкой, с любовью на приусадебном участке выращивала тюльпаны, которые они привозили с мужем из Голландии.

Ковалевой не стало 25 апреля 2010 года, но ее серебряный голос сохранился в памяти ее любимых зрителей, учеников и коллег. Гордятся своей землячкой и юрюзанцы, ведь именно здесь Лидия Федоровна сделала свои первые шаги в музыке.

Ольга ШКЕРИНА
фото из архива Татьяны Поповой