О детях и для детей

«Там чудеса, там лоси бродят!» Именно так охарактеризовали свою поездку в национальный парк «Зюраткуль» воспитанники Катав-Ивановского Центра помощи детям.

«Этот поход мы ждали с нетерпением, — рассказали дети. — Нам очень хотелось побывать на знаменитой «Сосульке». И мы увидели ее, ярко голубого цвета, с бьющим фонтаном на вершине. Сделав немало снимков, мы отправились на кордон «У трех вершин». Здесь нас встретили восьмимесячные лосята, которые были на свободном выгуле. Позже к нам подошли и взрослые лоси. С каким удовольствием они уплетали нашу морковку»!

Лесник рассказал ребятам о жизни лосей, об их повадках, характере, местах обитания. Научил, как правильно кормить птиц. Дети были просто в восторге от посещения «лосиного царства». Время пролетело незаметно. Возвращались домой под впечатлением от общения с лесными жителями.

Побывали на семинаре

Сотрудники Катав-Ивановского Центра помощи детям побывали на семинаре Шалвы Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили — выдающийся педагог, доктор психологических наук, академик АПН СССР, академик РАО, профессор. Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.
Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

За два дня семинара сотрудники Центра почерпнули для себя много нового, но также поговорили и о том, что давно известно. «Шалва Александрович не открывал для нас незнакомых малоизвестных фактов воспитания детей, — говорят педагоги Центра. — Он рассказывал известные всем истины жизни, учения педагогики, правила социализации. Говорил о том, детей нужно удивлять. Им неинтересна наша монотонная, расписания по графику жизнь взрослого человека, с ребенком нужно разговаривать, объяснять все, что происходит вокруг».

— Ребенком движут три силы: желание стать взрослым, желание развиваться и желание быть свободным, — говорит Шалва Александрович. — А мы, взрослые, всячески ему в этом должны помогать, страховать. Ведь от нашего способа общения с ребенком зависит его дальнейшая жизнь, то, каким он станет.

Мы не можем знать, каким будет мир в будущем, какие технологии придут в нашу жизнь и перевернут ее, какие события произойдут: войны, катаклизмы, революции. Но мы знаем одно: в любое время, в любом обществе и при любых обстоятельствах мы будем ценить благородство и великодушие души. Так, может быть, нам нужно взращивать в детях именно эти качества, а профессия и материальные ценности «приложатся»?

Час мужества

В День воинской славы России в Центре помощи детям прошел урок мужества.

Подготовили его сами воспитанники и сотрудники МОВО Росгвардии. Ребята заранее разработали литературную композицию о блокаде Ленинграда. На самом уроке старшие дети рассказывали о страшных днях, которые пережил Ленинград.

Малыши читали стихи, затаив дыхание, смотрели видео военных лет о детях блокады. Ребята и взрослые узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными.

По окончанию урока дети решили, что подвиг жителей блокадного Ленинграда учит мужеству, стойкости и безграничной любви к Родине.

Свой, чужой

Воспитанники Катав-Ивановского Центра помощи детям провели занятие, касающееся очень важной и непростой теме.
«Толерантность» — что это такое, и что это значит. Ребята сами пытались сформировать значение этого слова, приводили примеры. Особое внимание было уделено вопросу толерантного отношения к людям с инвалидностью.

В процессе дискуссии, ребята разобрали важность адекватного отношения к людям, не похожим на других. Предложили несколько вариантов поведения на тот случай, если у близких вдруг обнаружатся опасные заболевания. Еще разобрали и обсудили понятия «свой», «чужой», «любой», составив таблицу, куда занесли ассоциации этих понятий. В итоге ребята пришли к выводу, что ко всем людям нужно относиться терпимо и с уважением.

Ольга ЮДИНОВА.
Фото из архива Центра.