Тот самый Лубенец (3)

Предлагаем вниманию читателей третью публикацию из серии очерков о депутате Собрания депутатов города Трехгорного Николае Андреевиче Лубенце. Начало – в № 19 от 30 мая 2013 г.

Напоминаем читателям, что оригинал текста и фото взяты из блога gorno zavodskie. Это часть проекта Натальи ИСАКОВОЙ «История городов-заводов».

“Мы были первыми”
“Говорить о том, что Лубенец, будучи главой администрации города, «тащил всю работу на себе», на своем «жестком характере», нельзя. Да, я работал много. Но и все работали много! Я уходил с работы — коллеги уходили с работы. Каждый из них занимался своим делом! Это были уже не те времена, когда подчиненному надо было просто «пересидеть» припозднившегося на работе начальника. А программа развития города, которую мы приняли в 2000 году и осуществили почти за три года? Что? Ее один Лубенец выполнял?

Разве там не было труда специалистов администрации, сотрудников городских предприятий и организаций? Разве не участвовали в этом процессе депутаты Трехгорного и представители бизнеса? Наверное, мы могли сделать в те годы еще больше, если бы уже тогда можно было предвидеть и учесть все ошибки! Если бы у кого-то можно было перенять опыт такой работы! Но спросить-то было не у кого! Мы были первыми!”.
— Что для Вас, как чиновника, было первично: инструкция или конкретная жизненная ситуация, требующая немедленного решения? Имеет ли право «должностное лицо» на нестандартные решения?

“Каждому чиновнику надо просто всегда ставить себя на место человека, который просит о помощи. Думать, а что бы ты сделал в этой ситуации? И как только представишь себя по ту сторону «президиума», сразу по-другому начнешь работать! Если руководитель в сложный для людей момент выйдет за рамки каких-то административных правил, и это нестандартное решение, вступающее в конфликт с инструкциями, поможет решить неотложную человеческую проблему, проверяющие всегда поймут! Они — тоже люди. 

Власть не имеет права говорить: “Нет денег!”

Я всегда старался быть предельно откровенным с жителями города. Когда было плохо, я говорил: «Плохо!». И тут же искал и предлагал варианты решения проблемы. Если дела шли хорошо, я говорил: «Хорошо!». Единственное, о чем не говорил никогда, так о том, как мне приходилось выкручиваться в 90-е годы, чтобы выплатить бюджетникам заработную плату. Нельзя отвечать людям «нет денег»! Если «нет денег», значит, руководство плохо работает! Значит, иди и зарабатывай, чтобы деньги были! Власть не имеет права говорить: «Нет денег»! Тебя же не для этого выбирали! Ты же пошел работать руководителем не для того, чтобы отвечать «нет денег»! Например, была такая ситуация, когда здание администрации в банк закладывали, под этот залог брали кредит и выплачивали заработную плату! Но людям-то зачем об этом говорить? Я считал, что об этом рассказывать не нужно. А когда нашей воинской части нечем было кормить почти тысячу солдат-срочников? Командир полка пришел ко мне и говорит: «Мне завтра нечем кормить солдат». Как я должен был поступить?! Сказать командиру: «Извини, это — не в моих полномочиях! По инструкции не положено!». Мы были вынуждены покупать за счет бюджета харчи и кормить ребят! А когда единственный шанс на жизнь у ребенка – хорошая клиника? И что? Сказать родителям: «Нет денег. В моих должностных обязанностях не написано, что я должен спасать вашего ребенка!». Так, что ли?! Наша семья и теперь принимает участие в сборе денег для тех, кому нужна помощь. Но, я думаю, что в стране достаточно средств для того, чтобы ее жители получали в полном объеме необходимое им лечение от государства.

Хорошее со временем быстрее забывается, чем плохое. Прошло уже 13 лет. Об этом мало кто сегодня знает, но почти два года мы помогали ПСЗ выплачивать зарплату заводчанам (в том числе и при помощи городской казны). Да, это было нарушение. Но мы понимали, что оставлять людей без денег нельзя, и надеялись, что когда-нибудь ситуация изменится. И она изменилась. Это же не секрет, что и 500 миллионов из городского бюджета в трудные для градообразующего предприятия времена были потрачены на техническое перевооружение Приборостроительного завода. Это же факт, что на эти деньги были приобретены новые станки и другое оборудование.

Сегодня, конечно, ПСЗ и город, как небо и земля по сравнению с тем, что было 13 лет назад. Завод шагнул далеко вперед. Но сегодня и экономическая ситуация в стране другая! И то, что мы сделали для нашего завода тогда, тоже было каким-то вкладом в будущее градообразующего предприятия.

Вот еще пример. Весна 1992 года. Начало моей работы в должности главы администрации города. Приходит ко мне делегация учителей: «Николай Андреевич, педагоги приглашают вас на разговор. Вы знаете, что мы не получили зарплату?». Иду на встречу с педагогами 106-й школы, финансиста беру с собой. Учителя спрашивают: «Почему мы не получили зарплату? У нас – семьи. У нас нет другой работы». Я говорю: «Не могу ответить». Предоставляю слово начальнику финотдела. Она начинает объяснять учителям: «Денег нет! Из Москвы не поступили». В зале возмущение, крики. А потом один из педагогов встает – учитель-фронтовик — и говорит: «Николай Андреевич, мы вас выбрали, так извольте выполнять свои обязательства! Вы считаете, мы у вас что-то лишнее просим? Нам обращаться больше некуда. Мы знаем только вас. Есть у вас деньги или нет, это — ваши проблемы. Вы свою работу делайте хорошо, а мы свою будем делать хорошо. И все будет замечательно». После этой встречи я спрашиваю финансиста: «Деньги есть?». Она: «Есть. На капстроительство». Я говорю: «Отдайте их на зарплату». Она: «Нет! Это категорически запрещено!». Спрашиваю: «Что мне надо сделать, чтобы вы отдали людям зарплату?». Она: «Две подписи поставить. И вместо меня». Я говорю: «Давайте, я подпишу». И вот, начиная с этого разговора, все четырнадцать следующих лет мы ни разу не задержали зарплаты работникам бюджетной сферы. Этот разговор заставил меня серьезно задуматься. И с тех пор я старался не употреблять выражения «денег нет». И можно много таких примеров приводить”.

“Да точно так же бы поступил!”

— Говорят, что власть меняет любого человека. Каким бы замечательным он ни был до прихода туда, система все равно рано или поздно заставит его играть по общепринятым правилам.

“Да, власть меняет человека, но меняет его по-разному. Один, заняв какой-либо пост, осознает, что теперь он должен работать в десять раз лучше. Он ощущает свалившуюся на него ответственность. Тот груз задач, которые он обязан решить. Человек вдруг понимает, что попал под пристальный взгляд тысяч глаз! Он должен вести себя теперь совершенно по-другому. И говорить, и действовать, и даже выглядеть должен по-другому. Это пример того, как власть может изменить человека в положительную сторону. Но иногда люди, усевшись в чиновничье кресло, начинают считать, что оно им досталось пожизненно за их «особые заслуги». Человек вдруг теряет чувство меры и ощущение реальности. Он на полном серьезе начинает верить в свой безоговорочный авторитет. Хотя сама по себе должность не добавляет ему знаний! Ведь просто от того, что он сел в кресло начальника, получил хорошую зарплату, телефон, персональную машину, помощников, он же лучше работать не будет! Не думаю, что я сильно изменился по сравнению с тем человеком, который пришел во власть в 1991 году. Конечно, это моя субъективная точка зрения.

Возможно, кто-то думает обо мне иначе. Но, честно говоря, в те годы я все время пытался держать «фитиль подожженным», чтобы чиновничье кресло не повлияло на меня, чтобы я не утратил ощущение реальности. Мне один мой руководитель на стройке как-то сказал: «Николай, у тебя в жизни будет всякое. Будут и выговоры, и, может быть, с должности будут снимать, но все это переносимо. Но не дай Бог, десять рублей прилипнет к твоим рукам!». И я всегда об этом помнил. И, представьте себе, ни одного рубля до сих пор не «прилипло» к моим рукам.

Да, я постарел. Да, мои волосы поседели. Да, я набрал вес. Но за это время добавилось опыта, расширился кругозор, появились новые контакты.Теперь, спустя годы, я многие вещи могу оценивать не только с точки зрения бывшего главы муниципалитета, но и понимать логику действий областных и федеральных властей. Я понимаю, чем руководствуются министры, принимая то или иное решение. Могу предвидеть ход каких-то событий. Знаю, что глава любого муниципалитета при его активности может влиять даже на политику региональных и федеральных властей. Этого опыта, конечно, мне очень не хватало в самом начале работы. Всегда задают вопрос: «Лубенец, а если бы ты предвидел или знал то, что случится с тобой потом, как бы поступил?». Да точно так же бы поступил! Точно так же!”.

Материалы — из блога gorno zavodskie.
Фото — из личного архива
Н. А. ЛУБЕНЦА
и с сайта Е. УШКАЛЕНКО.