Сделано с Любовью
Нынешней весной детский сад №12 «Семицветик» Усть-Катава стал победителем всероссийского конкурса «Образцовый детский сад».
Конечно, нынешние детские сады, не чета тем, в которые водила собственных детей в 80-90-х годах. Первое, о чем я подумала, едва вошла в калитку на территорию МАДОУ, чтобы встретиться с заведующей Любовью Анатольевной Кислухиной. Тогда был стандартный набор: веранда, песочница, качели-карусели да пара-тройка цветочных клумб. А здесь, куда ни посмотри любой предмет, каждая мелочь ландшафтного дизайна не только гармонична, красива, эстетична, но и познавательна. К примеру, на ботанических клумбах под каждым растением имеется табличка, на которой четкими печатными буквами выписано название. Ребенок может и с представителем флоры познакомиться и, при желании, читать учиться. Впрочем, мое внимание привлекло оживление на футбольном поле: десятка три малышей под руководством воспитателей деловито выстраивались в шеренгу.
— А у нас сегодня спортивный праздник, — приветливо улыбаясь, поспешила мне навстречу Любовь Анатольевна.- Чемпионат по футболу.
Рядом с футбольным мини-полем на спортивной площадке с настоящим каучуковым покрытием две девчушки прыгали и бегали. Очевидно, разминались перед началом баталии. По пути в свой кабинет, Любовь Анатольевна провела для меня ознакомительную экскурсию. В детском саду «Семицветик» десять групп. За каждой закреплен свой участок с верандой. Оформление участков выдержано в определенной тематике. Вот веранда под вывеской «Музыка и театр», очевидно, для ребят постарше. А на участке для самых маленьких на веранде устроены счеты из цветных квадратиков. По другой стенке выстроились яркие «светофорные» кругляши и множество предметов из обыденной жизни: от руля автомашины до курточки. Напротив, за разноцветной оградкой — целая сказка «Колобок» живет. Фигурки Зайца, Волка, Медведя и Лисы окружили яркий камень-подоконник, на котором золотится Колобок. А перед Колобком…- самые настоящие крохотные башмачки! Конечно, даже самый маленький человечек догадается, что в них-то Колобок и ушел от бабушки с дедом.
— Обратите внимание, — Любовь Анатольевна указала на аккуратную дорожку, заполненную чистой речной галькой,- такие тренажеры для ступней ног имеются на каждом участке. Конечно, в разной интерпретации. Где-то выложены камни прямо по газону, в другом случае — в автомобильных шинах.
Между тем мы подошли к веранде, оформленной в русской стиле. За плетнем, будто в настоящей избе: печь, у распахнутого окна кот сидит. В углу ухват приставлен, а на стене — грибы на веревочке сушатся.
— Здесь дети могут познакомиться с исконно русским бытом, – продолжала экскурсию Любовь Анатольевна. — А дальше, видите, самые маленькие на отдельном огороде учатся отличать культурные растения от сорняков.
— Я обратила внимание, что с другой стороны здания у вас настоящий огород. На грядках установлены таблички с нарисованными морковкой, томатом, земляникой.
— Да, — согласилась моя собеседница, — это, для ребят постарше.
Мы осмотрели участки всех групп. Потом перешли к клумбам, прихотливо окружившим здание детского сада.
— А здесь пока не закончен уголок отдыха. Уже устроили крошечный бассейн, выложили дорожку из природного плитняка. Вот растим газон, — легко провела рукой по молодой траве Любовь Анатольевна. — Дети посидят или полежат на покрывале возле воды и папоротника, побегают босиком по траве. Это ведь очень полезно.
Любовь Анатольевна увлеченно рассказывала о каждом уголке, о каждой композиции на приусадебном участке детского сада. И у меня от всего увиденного и услышанного осталось приятное ощущение, что все здесь сделано с любовью. Увидев, что я с любопытством рассматриваю симпатичную желтенькую гусеницу, нарисованную на стене в коридоре, старший воспитатель Ирина Станиславовна Шленская пояснила, что раньше на этом месте возле музыкального зала был стенд с фотографиями. Ребятишки, в нетерпении, пока ожидали начала занятий, портили фото. Тогда и была придумана «гусеничка». На ее спине приклеили яркие разноцветные пупырчатые коврики. А на месте ножек гусеницы прикрепили красивые матерчатые мешочки, наполненные фасолью и пуговицами. Такую гусеницу детям трогать приятно и полезно.
— Любовь Анатольевна, победа в столь значимом конкурсе, дорогого стоит. Но ведь задачи остались?
— Действительно, так. Наш детский сад работает по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Это основные направления: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое развитие. Я бы на второе место поставила именно речевое развитие. Очень мало сегодня общаются родители с детьми дома. В семьях разучились разговаривать. Допустим, восемь лет назад, когда я пришла на работу в детский сад, у нас было тридцать деток с проблемами речи, а сейчас — семьдесят. Ребята не слышат речь и имеют проблемы с грамматикой. Не могут выстроить элементарное предложение. Потом этот недостаток в школе уже не наверстать. С каждым годом к нам все больше приходит детей–инвалидов. На каждого ребенка с ограниченными возможностями составляем адаптированную программу, которая утверждается министерством. Кстати, в прошлом году мы прошли министерскую проверку без единого замечания.
— Я обратила внимания, что на прогулке был ребенок, страдающий аутизмом. Кто с ним?
— По-хорошему у таких детей должен быть тьютер-сопровождающий. Но их нет ни в одном саду. Приходится выходить из положения. У нас с таким ребенком гуляет нянечка. Хорошо, что есть психолог, который с больным малышом занимается индивидуально.
— Любовь Анатольевна, создалось впечатление, что педагогический коллектив детского сада работает не просто добросовестно. С душой. Вроде и проблем нет?
— Конечно, есть проблемы, и серьезные. Все, что связано с материальным обеспечением и то, что входит в обязанности муниципалитета, ведь бюджет дотационный. Здание детского сада старое — 1984 года. Якобы был капитальный ремонт, но по нашему глубокому убеждению, это одна фикция. Постоянно приходится в аварийном порядке менять трубы отопительной и водопроводной системы. Асфальт, видели сами, отсутствует. Окна, хоть и пластиковые, но дырявые, потому что монтажная пена от времени рассыпалась.
Радует, что работать есть с кем. Коллектив, оттого что зарплату подняли, стал стабильным. Даже младший персонал не меняется. Люди хорошие работают в нашем детском саду — инициативные и добросовестные. Костюмы Деда Мороза и Снегурочки у нас замечательные — сами сшили. Все, что видели на участке, это сделано нашими сотрудниками, воспитателями и волонтерами-родителями. Поделки не только красивы, но и функциональны. Видели, наверное, фигуры жирафа и коровы. Не просто рассмотреть их можно ребенку, но они же и кольцо для метания мяча. Благодарна всем сотрудникам, но мужчинам, отдельное спасибо. Николай Иванович Крюков, Сергей Алексеевич Хаванов, Данил Сабирович Давлетшин официально занимаются комплексным обслуживанием здания. На деле все хозяйство на них держится, как в хорошей семье на мужчине-хозяине.
Работа с детьми требует полной самоотдачи,но одновременно придает силы. Бывает,такое настроение, что кажется, надоело все. А как зайдешь в ясельную группу, отличный релакс получаешь! Крохи тебя потрогают, бусы снимут, прическу растреплют в довершение и описают. Уходишь уже нормальным человеком, которому хочется жить и работать. Думаю, это большой плюс, что, как и старший воспитатель Ирина Станиславовна Шленская, я пришла сюда из школы. Мы знаем, что детям потребуется и делаем все, чтобы нашим выпускникам в школе было комфортно.
Людмила ТИТОВА.
Фото автора.