Протоиерей Артемий Ведерников: «Счастливый брак надо сотворить самому»

Тема брака в нашей сегодняшней публикации выбрана не случайно, ведь в воскресенье, 14 октября, все православное человечество отметило Покров Пресвятой Богородицы. Издревле с этого праздника начиналась на Руси пора осенних свадеб, и, согласно народным приметам, бракосочетание в этот период сулило супругам долгую и счастливую совместную жизнь.

Поскольку праздник православный, речь, конечно же, идет о церковном браке – венчании. Что мы знаем об этом таинстве? В чем его суть, и для чего люди венчаются? Что нужно для долгого и счастливого брака?

Об этом мы поговорили с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Трехгорный протоиереем Артемием Ведерниковым.

— Чтобы понимать подлинный смысл таинства венчания нужно быть глубоко укорененным в церковных традициях человеком. Венчание – это благословение Богом на супружество, совершаемое через священника в храме, при котором венчающиеся получают особую благодать Святого Духа для жизни в браке, для рождения и воспитания детей, и для того, чтобы в вечности стать едиными друг с другом и с Богом.

— Отец Артемий, пары, которые решили обвенчаться, осознанно подходят к этому вопросу, то есть понимают суть и являются верующими, или бывают такие, для которых венчание – это просто красивая церемония?

— Таинство венчания уже подразумевает глубокую церковность вступающих в церковный брак. И идти на этот шаг должны лишь те люди, которые верят в вечность брака в земной и будущей жизни.

В воцерковленности людей, решивших вступить в брак, должен убедиться священник, который будет венчать эту пару. Поэтому предварительно с ними проводятся беседы. Как минимум от пары требуется, чтобы оба были крещены и посещали храм. В ходе беседы не только выясняется, есть ли у людей вера и решимость жить подлинной церковной жизнью, но и разъясняется смысл супружества, как достичь с Божьей помощью духовного единения мужа и жены в браке. Перед венчанием брачующиеся обязательно исповедуются и причащаются. Если они этого никогда не делали или долгое время не посещали храм, то священник должен их научить основам церковной жизни. Венчание без стремления идти вместе к Богу не будет успешным.

— Если один из будущих супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» согласен пойти под венец — таинство над такой парой совершить допустимо?

— Отсутствие твердой веры является одним из препятствий для венчания. Отказываюсь венчать пары, когда у обоих совсем нет веры в душе. В случае, когда один из супругов глубоко верующий — его вера вполне может стать источником света для другого, если он хочет и готов меняться. Бывают пары, когда вера у людей носит условный характер, к примеру, человек рассуждает: «Я верю в Бога, венчаться буду, но церковной жизнью жить не хочу». В таком случае стараюсь построить беседу так, чтобы люди поменяли свое отношение к вере. Готовность человека измениться, искренняя исповедь и благоговейное причастие для меня уже основание, чтобы венчать. Конечно, понимаю, что настоящей воцерковленности у многих людей еще нет, но и времени «воспитывать» — тоже нет, ведь может что угодно случиться, поэтому с венчанием стараюсь не затягивать.

— Что еще может стать причиной для отказа в венчании?

— Отсутствие зарегистрированного брака в ЗАГСе. Это очень важный момент. Некоторые считают, что регистрация не обязательна перед венчанием, рассуждая так: «Мы же для Бога, зачем нам соблюдение этих формальностей?». Но это неправильно. Как вы можете дорасти до правды Божьей, если людскую соблюсти не можете? Если вы по каким-то причинам не хотите регистрировать отношения перед людьми, как вы можете надеяться, что Бог эти отношения благословит?

Церковный брак всегда совершался в соответствии со светскими законами, поэтому, когда функцию регистрации браков взяло на себя полностью государство через ЗАГСы, для венчания обязательно требуется предварительная роспись пары. Сейчас зачастую регистрация и венчание планируются и совершаются в один день.

— Отец Артемий, а какие пары больше обращаются с просьбой о венчании: молодые или более зрелые?

— Если надеетесь услышать, что венчание «модно» среди молодежи, то спешу вас разочаровать, больше обращаются пары постарше. «Модным» оно было в 90-е годы, тогда по 2-3 венчания каждое воскресенье проходило. Сейчас наоборот, венчания проводятся редко. Для молодого поколения становится все больше популярен агностицизм, то есть, в Бога они верят, но не связывают веру ни с какими внешними формами, их вера на жизнь не влияет никак. Откровенных атестов в наше время немного, но и тех, кто отрыто исповедует свою церковную жизнь среди молодежи тоже мало.

Еще есть один аспект, из-за чего молодые люди, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Молодежь об этом говорит откровенно: «Так ведь венчаться можно только один раз». С одной стороны, может быть и хорошо, что они так думают, наверное, это ответственность, но с другой стороны, получается, что вступая в брак, они сразу же думают о вполне вероятном разводе. Одна из причин – это психология современной молодежи. Молодые люди привыкли думать, что на все должна даваться вторая и третья попытки. Однако залог крепкого и долгого брака – это отсутствие даже гипотетической мысли о разводе. Тут должна быть установка не в минус, а в плюс, примерно такая: «Я не разведусь, что бы не случилось».

— А если супруги прожили всю жизнь в законном браке, вырастили детей, появились внуки и вот, наконец-то, они «созрели» до церковного брака. Меняется ли для них смысл венчания?

— Вопрос считаю очень резонным. Действительно, не так давно был разработан особый чин венчания для людей находящихся в браке много лет.

Скажу, что таинством венчания не стоит пренебрегать в любом возрасте. Некоторые скажут: «Нас и так Бог благословил, мы уже детей и родили, и воспитали», — но опыт показывает, что люди, которые даже давно находятся в законном браке, после венчания по-другому, по-особому смотрят друг на друга. «И оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — говорит Христос. То есть главный смысл церковного брака — спасение в Боге, через духовное соединение с другим человеком воедино.

Через венчание дается такая благодать, которая позволяет людям соединиться так, как они и не представляли раньше, почувствовать все глубины высокодуховных отношений, несмотря на весь быт. В этом смысле жалки те люди, которые говорят, что быт убивает любовь. Быт невероятно связывает супругов, делает их родными, плоть от плоти.

— Есть такое убеждение, что венчаются для прочности брака. Верно ли оно?

— Ни в коем случае нельзя считать венчание гарантией сохранности брака. Венчание дает возможности, а делать то кто все будет? К примеру: вы берете весьма немаленький кредит на развитие своего дела. Большой кредит — это что, гарантия успешности бизнеса?

Так и тут — Господь дает нам возможности и благословение, но он не может за нас все сделать. Радость, эйфория от супружества может разбиться от непонимания смысла брака, венчания. Брак – это тяжкий труд. Цель брака – единение с другим. Невозможно соединить два куска чужеродных материй не деформируя их, приходится стыки обрезать, шлифовать, а потом только склеивать. Так мужчина и женщина не сходятся как пазл. Чтобы соединиться в брачных узах, нужно быть готовым изменить себя ради другого человека. Семья, в которой супруги не понимают, что брак — это тяжелый труд и забота о других, зачастую распадается. И венчание не может изменить исход такого брака, ведь если человек горд, эгоистичен, если в нем самопожертвования и смирения ноль, любви к другим людям нет, то хоть сколько на него Благодати ни лей, она вся как через решето выйдет.

— А «развенчание» существует?

— «Развенчание» — это не обрядовый акт и не документ. Для того чтобы отказаться от благодати Божьей людям не надо писать какие-либо заявления или расписки. Сами посудите, если, например, крещеный в детстве человек по каким-то причинам решил стать язычником, он же не идет в церковь и не просит о «раскрещении». В «развенчании» я большого смысла не вижу, так как бывает, что венчаные люди разводятся, но через некоторое время понимают, что сделали ошибку и снова сходятся, и чин венчания над ними не повторяется.

— Допустимо ли венчаться во втором браке?

— Церковь допускает вступление во второй и даже третий церковный брак, который, однако, является в большей степени покаянным чином. Благословение на совершение венчания второго церковного брака дается на основании свидетельства о заключении этого брака в ЗАГСе. По гражданскому законодательству разрешены четвертый, пятый брак, но Церковь их не благословляет.

— Нарушается ли единство супругов в церковном браке в случае измены?

— Целостность нарушается, и единство брака распадается. У нас в народе принято говорить: «В разводе виноваты оба». Я с этим абсолютно не согласен. Невозможно заставить сделать человека то, чего он не хочет делать. Считаю, что ответственность полностью лежит на том супруге, который своими поступками нарушил единство. Постоянные отношения «на стороне» или склонность к изменам уничтожают брак, и жить совместно с таким человеком нельзя. Если же измена для самого согрешившего — трагедия, то лучше не разводится, а просто простить.

Прелюбодеяние – это грех, как и все остальные, он врачуется Божьей благодатью, если человек покается. Как говорят о супружеской измене: «Разбитую вазу, если склеить, то новой она уже не будет». Будет — если один готов просить прощения, а второй – простить. В браке раскол, возникший в отношениях, может быть уврачеван, если человек искренне раскаивается, исповедуется и причащается. Зачастую после проступков и прощения люди еще больше сплачиваются.

— А если один из супругов злоупотребляет алкоголем, так сказать, ведет праздный образ жизни. Как быть?

— Понимаю, что жить с алкоголиком очень тяжело. А если сын алкоголик или наркоман, разве мать от него отречется? Сыну прощается все, а мужу нет? Когда речь идет о детях, понятно, что мы им не позволим делать то, что для них вредно. И тут не надо думать, что взрослого человека нельзя изменить. Часто неправильно говорят, что любовь — это когда принимаешь человека таким, какой он есть. Но как принимать того, кто каждый вечер приходит пьяным, предпочитает «кутить» с друзьями в барах, а не проводить свободное время с семьей? В этой ситуации надо быть решительнее и мудрее.

Как я уже говорил, брак – это тяжкий труд, где надо отказываться от своих немощей и бороться с немощами ближнего, но при этом любить его, побуждать к добру, а не унижать. Есть же разница, когда жена говорит мужу: «Ты у меня молодец, ты все сможешь, а вместе мы горы свернем» или наоборот: «Ты никто, другие вон чего достигли, а ты — неудачник». Конечно же, в первом случае муж пойдет и, действительно, «горы свернет», а во втором — будет искать отдушину в алкоголе или в чем-то другом. Так вот, настоящая любовь – это видение другого человека таким, каким он может стать, помощь ему в этом, и борьба с его страстями, а не с ним самим.

— Отец Артемий, в заключение нашей беседы, чтобы Вы пожелали, посоветовали молодым людям, решившим вступить в брак?

— Вступать в брак надо с человеком, с которым ты родственен душою. Не искать от брака выгоду, то есть замуж выходить только за богатого или жениться только на красивой. Надо искать человека, разделяющего с тобой жизненные ценности, идеалы и убеждения. Будущие супруги должны понимать друг друга, должны быть общие цели, сколько хотели бы иметь детей и как их будут воспитывать.

Это все надо выяснить до вступления в брак. Ни в коем случае не имеется в виду то, о чем говорят некоторые люди: «надо сначала пожить, посмотреть какая у нас совместимость, а потом жениться». Наоборот, девственность жениха и невесты является одним из залогов крепости брака. А выяснить на сколько вы подходите друг другу можно по другому.

Недостатки каждого человека проявляются при частном общении сразу, так вот, увеличьте их в сто раз и подумайте, не возненавидите ли вы его потом. Например, если молодой человек любит выпить, то представить его нужно спившимся алкашом. Согласны ли вы будете бороться с его пристрастием? А если в его семье отец не уважает мать или наоборот, согласны ли вы будете с такими же отношениями в вашей семье?

Я не говорю, что не надо вступать в брак, надо просто быть готовым к этому. И если ты готов пойти на самопожертвование, готов к труду над собой и для ближнего, то Бог благословит. Брак – это счастье, но счастье только тогда, когда есть готовность отречься от себя полностью. Ты ошибаешься, если думаешь, что кто-то должен сделать тебя счастливым. Счастливый брак надо сотворить самому.

Наталья АНАНЬИНА

Фото: VK.com и из архива семьи СОЛОМЕНЦЕВЫХ.

Один комментарий к “Протоиерей Артемий Ведерников: «Счастливый брак надо сотворить самому»

  • 27.03.2023 в 05:45
    Постоянная ссылка

    982239 157827Hi my friend! I want to say that this post is incredible, good written and incorporate approximately all significant infos. Id like to see far more posts like this . 545826

Обсуждение закрыто.