Правовой консалтинг от компании ГАРАНТ (5)

Обязано ли государственное унитарное предприятие руководствоваться Федеральным законом N 223-фз в целях заключения договора с подрядчиком на выполнение субподрядных работ?

Можно ли заключить такой договор с единственным подрядчиком? Установлена ли сумма закупок, ниже которой закупки могут производиться без применения данного закона? Можно ли в положении о закупках дифференцировать конкретные способы закупок в зависимости от суммы закупки?».

К субъектам, обязанным применять положения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), относятся, в том числе, и унитарные предприятия (п. 1 с. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Государственные унитарные предприятия, в отличие от муниципальных унитарных предприятий (ч. 8 ст. 8 Закона № 223-ФЗ), обязаны применять положения указанного закона с 1 января 2012 года (ч. 1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). При этом Закон № 223-ФЗ не устанавливает никаких ограничений по сумме, в пределах которой закупки товаров, работ, услуг должны осуществляться с учетом требований этого закона. Следовательно, такие требования закона должны выполняться в отношении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых на любую сколь угодно малую сумму.

Отношения, на которые не распространяется действие Закона № 223-ФЗ, указаны в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Осуществление заказа на выполнение подрядных работ, в том числе выполняемых субподрядными организациями, к таким исключениям, как видим, не относится. Цель закупки (для удовлетворения хозяйственных нужд, для исполнения заключенных заказчиком договоров поставки, подряда, оказания услуг или др.), также не имеет значения в целях определения необходимости применения Закона № 223-ФЗ.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться как нормативными правовыми актами РФ, так и утвержденными ими положениями о закупке (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Положение должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

В то же время Закон № 223-ФЗ не определяет сами способы и порядок закупки товаров, работ, услуг, условия их применения или какие-либо принципы установления таких способов и условий их применения (см. также письмо Министерства экономического развития РФ от 2 сентября 2011 г. № Д28-317). Данный закон называет только некоторые из возможных способов закупки — конкурсы и аукционы, но согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Также Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Однако на настоящий момент такой перечень не утвержден.

Поскольку ни Законом № 223-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлено ограничений в выборе конкретных способов закупок, заказчик вправе в качестве одного из способов закупок выбрать заключение договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), равно как и любые другие способы: запрос предложений, конкурентные переговоры, редукцион, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции и пр.
Причем заказчик вправе в положении о закупках дифференцировать способы закупок в зависимости от их суммы (например, на сумму закупок до 200 000 рублей осуществлять заключение договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком). Закон этого не запрещает.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить в положении любые способы закупок и условия их применения. Выбор того или иного способа проведения закупок, а также критерии их применения, относятся исключительно к компетенции заказчика, за исключением отдельных положений, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Однако не следует забывать, что при выборе способов закупки должны соблюдаться принципы экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и т. д. (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Отметим, что до тех пор, пока положение о закупках не будет утверждено, но в пределах трехмесячного срока со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупки любыми способами, в том числе теми, которые им применялись до вступления в силу Закона № 223-ФЗ. После утверждения положения о закупках необходимо применять способы, которые избраны самим заказчиком в положении о закупках (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона положение о закупках не будет утверждено и размещено на официальном сайте, заказчик будет обязан при осуществлении закупок руководствоваться положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вплоть до дня размещения утвержденного положения о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия.
Компания
Гарант-Евразия,
телефон в г. Челябинске
8 (351) 775-43-44.

Один комментарий к “Правовой консалтинг от компании ГАРАНТ (5)

Обсуждение закрыто.