Права потребителей защищает закон

Чего только нам не обещают производители: густые блестящие волосы после одноразового применения чудо-шампуня, крем от морщин, который, якобы, омолодит вас за пару недель, волшебные таблетки преображающие  фигуру за кратчайшее время  и многое, многое другое.

 

 

Но вот беда, средство для роста волос не помогло, чудо-таблетки не дали обещанного эффекта, а расхваленная продавцом кофеварка сломалась на следующий день.
Потребление товаров и услуг — жизненная необходимость. Но мы  порой не замечаем, что нас вводят в заблуждение продавцы, изготовители, реклама. Сколько бед преследует нас из-за низкокачественных товаров! Какой наносят вред нашему здоровью продукты с истекшим сроком годности или поддельные лекарства (хорошо, если вместо таблеток будет обычный мел).

Российский потребитель по-прежнему крайне робок в отстаивании своих прав. Этим вовсю пользуются недобросовестные продавцы и изготовители. При этом закон дает покупателям ощутимые привилегии, только  мало кто знает об этом. Как же защитить себя и свои права, и есть ли вообще выход из положения, когда кажется, что все против потребителя?

Рассмотрим такую ситуацию: вы приобрели товар, который оказался бракованным.
Возврат товара в магазин — самый тяжелый момент в отношениях продавца и покупателя.

В законе «О защите прав потребителей» написано об этом немало. Однако скандалов на этой почве меньше не становится: то норма закона звучит туманно, то в магазине «ни о чем таком не слышали». Если вы решили вернуть товар в магазин, найдите чек. «Нет чека — нет денег», — именно так рассуждает большинство продавцов. Однако это абсолютно не так. Закон един для всех и вполне лоялен даже по отношению к рассеянным гражданам, которые этот чек потеряли. Ничто не мешает им ссылаться на свидетельские показания или любые другие доказательства того, что покупка была сделана именно в этом магазине. Там обязаны без лишних разговоров принять обратно бракованный товар, если покупатель не был заранее предупрежден о дефекте. Как правило, для этого отводиться гарантийный срок,  а в случае, если на эту категорию товара гарантия не дается, продавец должен отвечать за недостатки, если те обнаружены в разумный срок, но  в течение двух лет со дня передачи их потребителю.

Однако не все так просто: чтобы получить назад свои кровные, покупателю придется доказать, что изъян возник еще до продажи. Для этого, скорее всего, потребуется экспертиза. В любом случае потребитель должен знать, что если купленный товар явно бракован, то он вправе потребовать: безвозмездно устранить недостатки или возместить расходы на их устранение, в случае, если произведен ремонт за свой счет, — соразмерно уменьшить покупную цену. Покупатель также может потребовать заменить товар на аналогичный (марка, модель), заменить на товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены,  расторгнуть договор купли-продажи.

Важно, что потребитель имеет право предъявить любое из данных требований, но лишь одно! Естественно, при возврате товара тот должен быть чистым, без повреждений, с ярлычками и лейблами.

Часто продавцы, изготовители используют правовую безграмотность покупателя. Рассчитывают на то, что он не станет отстаивать свои права до конца. Вот несколько советов, как не попасть впросак.

Если вы заметили явные недостатки купленного товара, то ваши действия могут быть следующими.  

Обращаетесь с устным заявлением о недостатках товара (работы, услуги) и формулируете свои требования. Предъявляете чек (квитанцию, договор или другой документ, подтверждающий факт приобретения и оплаты). Если таковые утеряны, читайте выше.
К вам отнеслись с пониманием и удовлетворили ваши требования? Замечательно! Правда, в основном это происходит тогда, когда речь идет о мелких покупках или недорогих услугах, и крайне редко, когда речь идет о дорогостоящих товарах.

Если вам отказали в вашей просьбе, готовьте письменную претензию (в двух экземплярах), предъявляйте ее должностному лицу, просите расписаться на втором экземпляре и поставить дату. Этот экземпляр забираете себе. По закону пошел отсчет времени.

Если вы требуете ремонта, то к нему обязаны приступить немедленно, и, как сказано в законе, «недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией) незамедлительно», если иной срок устранения недостатка товара не определен в письменной форме соглашения сторон (ст. 20 Закона).

Срок удовлетворения ваших требований увеличивается до 45 дней, если продавец (изготовитель, исполнитель) захочет провести проверку качества товара. При этом имеется в виду  дополнительная   проверка, включая экспертизу. На все отводится не более  20 дней. Вы имеете право требовать своего присутствия при проверке (ст. 18 Закона).

Если речь идет о замене товара, то на это отводится срок в 7 дней. При проверке качества срок замены увеличивается до тех же 20 дней.  Если на момент предъявления требования необходимый товар отсутствует, вам придется ждать до 30 дней.
В случае отказа принять письменную претензию  нужно выслать по почте один экземпляр претензии заказным письмом, лучше с уведомлением. Соответствующие сроки начинаете отсчитывать с момента ожидаемой реальной даты получения письма продавцом (изготовителем, исполнителем).

Если все перечисленные действия не имели успеха, тогда идите в суд. Как показывает практика, изготовители стараются избежать судебного разбирательства, поэтому есть неплохой шанс решения проблемы еще до суда.

Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, размеру, фасону, расцветке в течение четырнадцати дней, не считая дня  покупки.
Но также нужно знать, что существует категория товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Возврату не подлежат: лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметическая продукция, товары, отпускаемые на метраж (тесьма, ленты, кабель), животные и растения, гражданское оружие и патроны к нему, бытовая химия, пестициды и агрохимикаты, мебель, ювелирные изделия, бытовая техника с установленным сроком годности, непериодические издания, автомобили, белье и чулочно-носочные изделия, изделия из полимерных материалов одноразового использования, контактирующие с пищевыми продуктами.

За восемь месяцев этого года на рассмотрении отдела муниципального заказа, координации потребительского рынка администрации Катав-Ивановского района находилось 140 заявлений от потребителей. Заявления содержали жалобы на нарушение их прав при продаже товара, оказании бытовых и коммунальных услуг. Потребители жаловались на неправомерные отказы со стороны продавцов от проведения экспертизы,  принятия обратно бракованного товара.

Самый большой процент жалоб приходится на сложную бытовую технику и радиоаппаратуру. За восемь месяцев этого года в отдел координации потребительского рынка обратилось 45 человек. На втором месте — сотовые телефоны, 30 потребителей заявили о некачественном товаре.

Ольга Шкерина
г. Катав-Ивановск.

Информация предоставлена начальником отдела муниципального заказа, координации потребительского рынка администрации Катав-Ивановского муниципального района Наталией Скобочкиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.