Помочь ребенку стать Человеком

Шестой год в Катав-Ивановском районе работает заочная Школа этнографии и фольклора, созданная на базе Челябинского областного центра дополнительного образования детей.

Как сообщила специалист управления образования района Лариса Куликова, с этого года областной цент допобразования внес некоторые коррективы в свою программу, в частности, начал работать с детьми-инвалидами.

Недавно на базе школы №4 г. Катав-Ивановска прошла установочная сессия для группы ребят с ограниченными возможностями. 

Помочь детям-инвалидам приобщиться к русской культуре помогли управление образования района и МУ «Комплексный центр по обслуживанию населения». 
— Первые занятия посетили 13 детей», — говорит Наталья Акулова – руководитель школы реабилитации и ухода за пожилыми гражданами и инвалидами. — «Трое из них пришли с родителями, остальные ребята – это воспитанники детского дома. Приехавшие из Челябинска педагоги рассказали детям о Школе, о том, как будут проводиться занятия.

После официальной части ребята отправились на занятия по народному вокалу, игре на старинных музыкальных инструментах, затем для них был проведен мастер-класс по плетению поясов-оберегов. Детям занятия явно понравились. Родители и воспитатели задали множество вопросов педагогам Школы. В заключение для детей был показан обряд гостевания, своего рода чаепитие с элементами народной культуры. Вторая сессия состоится или зимой или весной будущего года. Хочется через вашу газету пригласить на обучение в Школу других ребят с ограниченными возможностями. Наша цель – привлечь к занятиям не только маленьких детей, но и подростков в возрасте 14-16 лет.

— Занимаясь в Школе этнографии и фольклора, ребята знакомятся с историей родного края: его культурой и обычаями, причем у каждого города, села они разные», — говорит Лариса Куликова. — Стоит отметить, что создателем Школы в нашем районе стала заслуженный работник культуры Российской Федерации Наталья Баскакова. Наталья Александровна является руководителем отдела краеведения Челябинского областного центра дополнительного образования детей. Она же лауреат премии губернатора Челябинской области 2005 года. Автор многих статей, которые публикуются в таких газетах, как «Деловой Урал», «Южноуральская панорама».Также Наталья Баскакова публикуется в качестве соавтора в коллективных сборниках научных статей: «Русская свадьба» серии «Этнография и фольклор Южного Урала»; «Мужчина и женщина в народной культуре», «Проблемы культурного образования». Является автором-составителем сборника «Этнолингвистический словарь услышанных и записанных слов в Челябинской области.

Школа этнографии и фольклора в Катав-Ивановском районе работает уже шестой год. Ее выпускники поступили в высшие учебные заведения. Занятия в школе дают детям нравственно-духовный потенциал, ребята увлеченно изучают культуру и традиции родного края. Кстати, учащиеся данной школы не раз занимали призовые места в межрегиональных и Всероссийских конкурсах по краеведению».

А вот что говорит о Школе сама Наталья Александровна: 
— Образовательная программа Школы состоит из пяти дисциплин. Ключевым предметом в программе является дисциплина «Основы этнопедагогики». Ее содержание прямо отвечает той цели, ради которой и создана сама Школа. В первую очередь – это воспитание ребенка на основе добрых традиций старшего поколения.
В ходе изучения предмета, дети вспоминают свои первые игры, детские игры своих родителей. Много уникальных нюансов узнают в происхождении своего имени. Через ярко выраженные сказочные примеры ребята различают красоту добра и уродство зла. Именно через изучение взаимоотношения в семье, через признание многочисленных родственников дети познают, что такое единство и людское взаимоотношение.
Расшифровывая пословицы и поговорки, отстаивая свою точку зрения на семинарских занятиях по данной теме, дети учатся философски мыслить и рассуждать.
На занятиях «Этнографии» дети изучают традиционные костюмы народов Южного Урала, особенности городского и сельского строений, экстерьер, интерьер и убранство избы, народные промыслы и художественные ремёсла. На уроках «Основы стилистики» дети на первом году обучения с интересом вслушиваются в своеобразный уральский говор. Пытаются расшифровать диалектные слова, сформированные непосредственно на Южном Урале. На втором и третьем курсе, изучая современный язык, (молодежный сленг, жаргоны, слова-паразиты, иностранные слова, заимствованные на современном этапе, межличностные обращения), учащиеся сравнивают происхождение диалектов и современных слов и влияние их на общее воспитание человека.

Разучивая календарные и обрядовые песни на занятиях «Музыкально-песенного фольклора», учащиеся Школы обязательно соблюдают местный говор, сохраняют колорит обрядовых действ, присущих конкретной территории южноуральского края. 
На занятиях по «Традиционной народной культуры», танцуя кадрили или участвуя в народных играх, дети учатся общению, обязательности,
обретают чувство товарищества. Мальчики проявляют свою удаль, девочки же, напротив, постигают секреты скромности.

Овладевая слуховыми навыками игры на традиционных народных инструментах, у детей формируется особое отношение к музыке, человеческое чувство сопереживания или, наоборот, веселья.

В школе этнографии и фольклора дети занимаются независимо от национальности сословия и этноса. Именно подобный подход к комплектованию учебных групп позволяет не только более глубоко проникнуть в свои национальные истоки, но и плотнее познать культуру других народов. 

Дети по окончанию Школы этнографии и фольклора защищают исследовательские работы по предложенной им теме, получают свидетельства специального образца и, самое главное те знания, которые они уже не получат не в одном учебном заведении. Рекомендация Школы этнографии и фольклора способствует своим выпускникам в продолжение учебы не только в культуре и педагогике, но и в других отраслях знаний.

Кстати, в прошлом году представленная программа школы этнографии и фольклора стала призером (II место) на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Ольга ШКЕРИНА.