Почему эксперты предлагают исключить психологов из школ и техникумов Челябинской области
На Южном Урале предлагают множить психологические службы и открыть кабинеты психогигиены и психопрофилактики, которые могли бы оперативно реагировать на проблемы в образовательных учреждениях, связанные с девиантным и агрессивным поведением учащихся, а также активно вести просветительскую работу.
Пугающий тренд
Последнее массовое убийство в Керчи еще раз заставило заговорить о том, что в России нападения на учебные заведения превращается в пугающий тренд. Напомним: только за 2017/2018 год учащиеся учинили кровавые разборки в школах Республики Коми, в Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ, Московской области, Перми и в Челябинской области. Часть экспертов принялась винить во всем Запад, якобы массовое убийство в школе «Колумбайн» стало образцом для российских учащихся. В итоге было принято решение усилить безопасность в школах, колледжах и техникумах, в том числе установить металлоискатели, чтобы учащиеся не могли пронести оружие. Очевидно, что самой проблемы такие меры не решают и корни ее надо искать в явных пробелах психологической работы с подростками. По мнению ряда экспертов, действующий ныне институт педагогов-психологов демонстрирует свою неэффективность. Вот и посыпались предложения о создании отдельных организаций, которые помогали бы школе создавать здоровый психологический климат. Писатель и журналист Дмитрий Быков предложил открыть институт экстремальной педагогики — структуру, «которая в выездном порядке могла бы быстро реагировать на педагогические проблемы, решить которые обычный школьный учитель сегодня не в состоянии». Идею многие поддержали. Правда, к такой организации возникает сразу масса вопросов: хватит ли кадров и кто их, собственно, будет готовить? И в конце концов отвечает ли современная программа подготовки педагогов-психологов нынешним реалиям? На эти вопросы «ЮП» постаралась найти ответы, а также понять, в каких еще изменениях нуждается психологическая работа со школьниками.
Выездная помощь
Итак, в Челябинский области главной кузницей школьный психологов является факультет психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Статистика говорит, что 70 % его выпускников трудоустраиваются, из них работают в системе образования 55 %, обучается в магистратуре 35 %. При этом 98 % работодателей, по данным опроса, удовлетворены качеством их подготовки. Как отмечает доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЮУрГППУ Валентина Долгова, программа подготовки специалистов более чем отвечает современным условиям и в нее постоянно вносятся правки.
— К примеру, согласно профстандарту, в обязанности педагога-психолога входит планирование и реализация совместно с педагогом мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения учеников; разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, школьников с девиантным поведением, а также оказание им экстренной психологической помощи, — перечисляет Валентина Долгова. — Кроме того, педагог-психолог должен вести психологическую диагностику детей, которая включает анализ динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи, предполагая непосредственное взаимодействие с ними и коррекцию нарушенного поведения и многое другое. Обучаем мы студентов и как вести мониторинг социальных страниц учеников на предмет агрессивного и экстремистского поведения.
Допустим, что в образовательной программе подготовки педагогов-психологов действительно нет пробелов. Но почему же на практике фактически половина перечисленных обязанностей не выполняется? По отзывам учителей и учеников, школьные психологи в основном проводят для детей тесты и ограничиваются краткими рекомендациями для родителей.
— Основная проблема не в программе, а в дефиците кадров, — считает Валентина Долгова. — Сегодня далеко не в каждой школе есть педагог-психолог. А если есть, то, как правило, один, в самом лучшем случае два, на 500 человек! О каком качестве работы может идти речь? Сегодня выпускник элементарно побоится идти в в школу, где свободны все ставки педагога-психолога, потому что на него сразу обрушатся межличностные отношения между школьниками, между учителями и учащимися, между учениками и их родителями, то есть вся многоплановая система отношений! И при этом ему еще нужно изучать и сопровождать становление личности каждого отдельного школьника. Всему этому специалист обучен, но как он сделает это один? Один в поле не воин.
По мнению Валентины Долговой, психологов, работающих в школе, целесообразней перевести в отдельную организацию — психологическую службу. Сегодня они действуют в Челябинской области, но их довольно мало, что не позволяет охватить весь объем работы. Одна из психологических служб как раз работает на базе ЮУрГГПУ. На телефон доверия в день туда поступает до ста звонков, в том числе от учителей, учеников, родителей и самих психологов.
— Если школа столкнулась с проблемой девиантного поведения учащихся и обращается в психологическую службу за помощью, то наша бригада выезжает на место для проведения независимой экспертизы в составе, к примеру, 22 психологов на 11 классов. В процессе работы мы выясняем степень и массовость проявления агрессивного поведения в разных классах и возрастных группах. Проводим весь необходимый анализ, мониторинг, диагностику, даем рекомендации и даже специалистов, которые эти рекомендации под нашим патронажем будут воплощать. Все это, разумеется, бесплатно. Примечательно, что во время таких экспертиз, как правило, всегда отбираются подростки в группу риска, — отмечает Валентина Долгова. — Необходимый кадровый резерв, чтобы укомплектовать такие службы, есть. Мы поддерживаем связь со всеми специалистами нашего факультета, которые были выпущены за 21 год. Уверена, что пойти работать в такую службу выпускники согласятся куда охотнее, чем в школу, так как она независимая и перед ней ставятся конкретные, вполне выполнимые задачи. Телефон доверия психологической службы ЮУрГГПУ: 216-57-83, 216-57-86, 216-57-87.
Не знают, куда обратиться
Ветеран детской психиатрической службы Татьяна Смирнова также выступает за создание отдельных подразделений, которые более глубоко и целенаправленно могли бы вести работу, связанную с психическим здоровьем детей и подростков. По ее мнению, желательно возродить в городах области кабинеты психогигиены и психопрофилактики, а также создать в крупных населенных пунктах психолого-психотерапевтические кабинеты по превенции (предупреждению) поведенческих девиаций и суицидальных наклонностей.
— Такие кабинеты должны проводить просветительскую работу среди населения, повышать информированность родителей, детей и самих подростков по вопросам психического здоровья и начальным проявлениям отклонений. Целенаправленно по запросу подростков, родителей и законных представителей детей, руководителей учебных и воспитательных учреждений осуществлять обследования, коррекцию и психолого-терапевтическую работу с учениками и воспитанниками тех детских коллективов, где возникали те или иных проблемы с адаптацией, коммуникацией… А также готовить памятки для взрослых и молодежи, в которых должны быть прописаны алгоритмы поведения в той или иной ситуации и различные варианты их разрешения. Данные кабинеты должны находиться за пределами психиатрических организаций и быть доступны для детей и подростков. Их специалисты по приглашению руководителей школ и интернатов при согласии родителей, опекунов, законных представителей детей выезжают в классы, детские коллективы и разрешают конфликтные ситуации, примиряют враждующие стороны. Кроме того, нужно шире использовать возможности социальной рекламы. Например, каждый должен знать, что по будням работает анонимный бесплатный телефон психологической помощи по линии министерства здравоохранения Челябинской области 269-77-77 (с 17 до 8 утра).
По мнению Татьяны Смирновой, важны профилактические осмотры детей и подростков с участием психиатров. Они проводятся в России ежегодно много лет. Но так и не решен вопрос на уровне Министерства здравоохранения РФ об осмотре психиатрами детей на втором этапе, то есть по направлениям педиатров и неврологов, если будет заподозрено психическое неблагополучие. В этом случае они будут проводиться более тщательно, прицельно, в присутствии родителей.
— Грустно, что в течение многих лет психиатрическая служба испытывает недостаток в кадрах во всех звеньях медработников — от врача до санитарки. Работа интенсивная, энергозатратная, очень ответственная и напряженная. Высока вероятность эмоционального выгорания. Особенно тяжело трудятся люди в детской психиатрии, где ведется работа не только с ребенком, но и его семьей, окружением. Формализм, вал, бездуховность недопустимы. К каждому нужен индивидуальный подход. Считаю, что необходимо проводить профориентацию, искать неравнодушных людей, чье призвание — служить детям.
Комментарий: Кадры в дефиците
Елена Тюрина, начальник управления начального, основного, среднего общего образования министерства образования и науки Челябинской области:
— Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, в каждой образовательной организации в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума или психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должна быть организована психологическая служба сопровождения. На данный момент в школах Челябинской области психологическое сопровождение осуществляют 582 педагога-психолога, что на 37 человек больше, чем в прошлом. Однако по-прежнему отмечается нехватка педагогов-психологов в общеобразовательных организациях.
В случае отсутствия педагогов-психологов в школах используется сетевая форма взаимодействия, которая позволяет привлечь этих специалистов к работе с обучающимися из других организаций.
Также возможно взаимодействие с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 42 ФЗ № 273 должны оказывать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, в том числе оказании помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных состояниях.
Источник: up74.ru