Отчет главы города. А объективна ли критика?

В числе важнейших политических событий последних дней в г. Трехгорный, безусловно, стоит отметить отчет главы города о проделанной в 2018 году работе.

Мероприятие прошло в традиционном формате: сначала Евгений Сычев выступил с докладом, затем у всех присутствующих, как депутатов, так и жителей города, не наделенных общественными полномочиями, была возможность задать ему любой вопрос и напрямую получить ответ.

Казалось бы, от желающих лично пообщаться с главой не должно быть отбоя — судя по отзывам в социальных сетях, недовольных работой местных властей в Трехгорном предостаточно. На деле же вышло по-другому: зал был полупустым. Что ж, критиковать с дивана во все времена было проще и комфортнее, это понятно. Тем большего уважения заслуживает гражданская позиция тех, кто все же посчитал нужным прийти на отчет и выразить личное мнение.

Эти мнения — относительно деятельности главы города — разнились до полярности, и уже это являлось хорошим показателем того, что в трехгорненском обществе царит здоровый демократический дух. И депутаты, и не депутаты высказывали критические замечания, задавали неудобные вопросы, никто не был ограничен ни во времени, ни в свободе выражения собственных мыслей.

Е. Л. Сычев постарался не оставить без ответа ни один вопрос. В итоге работа главы города была признана депутатами удовлетворительной. Проголосовавшие «за» достаточно веско обосновали свою позицию. Но не менее убедительно выглядела и позиция противников. В такой ситуации довольно сложно дать объективную оценку работе власти.

Среднестатистический гражданин больше опирается на эмоции и собственный жизненный опыт, зачастую не учитывая многих политических, экономических, правовых и других реалий. Например, того, как разделены сегодня полномочия представителей органов местного самоуправления. И хватает ли в принципе этих полномочий для решения тех или иных городских проблем.

Обыватель в большинстве своем не принимает во внимание, что власть вынуждена действовать в рамках существующего, далеко не безупречного и постоянно меняющегося законодательства. В условиях жесткой ограниченности ресурсов: финансовых, правовых, кадровых. Что конкретная территория, будь то Трехгорный или любой иной населенный пункт, не может жить автономно, не быть в прямой зависимости от ситуации в стране и мире. Что, наконец, власть находится в условиях сменяемости, и каждые последующие руководители получают определенное (не всегда со знаком «плюс») «наследство» от предыдущих.

Факторов этих множество, их можно продолжать перечислять и дальше. Но вернемся к отчету главы города. Давайте посмотрим, опираясь не на эмоции, а на факты, что было сделано стратегически важного для города главой и его командой?

В 2018 году успешно завершились многолетние судебные разбирательства с Минфином РФ о взыскании долга по валютному кредиту на сумму 17, 5 миллионов долларов США. Этот кредит был получен прежним руководством города еще в 1998 году. Достаточно ли оценен широкой общественностью этот факт? Осознаем ли мы всю его значимость?

В настоящее время уже практически никто не вспоминает, что еще несколько лет назад областные интернет сайты пестрили заголовками типа «Трехгорный на грани банкротства», «Закрытому городу грозит разорение». Сегодня перед нами больше не стоит угроза выплаты долга, соотносимого по размеру с местным годовым бюджетом. Давайте не забывать: это заслуга действующей власти. Так же, как и возобновление строительства газопровода ГСН-4. Наличие этого незавершенного объекта тоже стало неприятным открытием для избранного в 2014 году главой города Е. Л. Сычева и его команды. И мало кто из рядовых граждан догадывается, что не выполненные в свое время перед государством обязательства сегодня могли поставить крест на дотациях из федерального бюджета. Действующая власть не допустила этого.

Кроме того, в 2018 году был внесен последний платеж по кредиту, взятому из областного бюджета в 2010 году. Таким образом, нынешнее руководство города выполнило обязательства перед Министерством финансов Челябинской области, взятые прежними главами.

Нельзя игнорировать и тот факт, что именно в бытность действующего главы город Трехгорный был признан лидером в рейтинге муниципалитетов Челябинской области, опередившим другие ЗАТО региона по таким показателям, как обеспеченность детей местами в детских садах, среднемесячная зарплата в разных сферах, ввод в действие жилья и других.

Сегодня у нас утверждены Стратегия социально экономического развития до 2035 года и планы по её реализации. Только при наличии этого документа город может рассчитывать на дотации из федерального бюджета. Строится пять жилых домов и возводится новый детский сад — все это инвестиции в экономику города. Проведен аудит муниципального жилищного фонда, что позволило снизить очередь на жилье. Действует Программа по поддержке молодых семей в приобретении жилья.

Неуклонно снижается кредиторская задолженность. Третий год подряд благодаря своевременной сдаче Паспорта готовности города к зиме, из областного бюджета в 2019 году дополнительно выделено 4,5 миллиона рублей. По инициативе Е. Л. Сычева город совместно с Приборостроительным заводом участвует во многих проектах, реализуемых ГК «Росатом», за один из них — РОСАТОМВМЕСТЕ — получил три миллиона рублей на благоустройство. Это результат общей системной и слаженной работы и руководства, и многих структур и организаций города.

Что, все так идеально? Конечно, нет, никто так вопрос и не ставит. В любом хозяйстве есть недоработки, ошибки, проблемы. И наше, городское, не исключение. Но у руководства есть опыт, новые знания и желание их решать.

В качестве резюме хочется привести выдержку из выступления на отчете заместителя генерального директора ФГУП «Приборостроительный завод» председателя Общественной палаты г. Трехгорного А. В. Дорофеева.

— Чего мы все ждем сегодня от нашей власти, от главы города? В первую очередь — комфортной среды для проживания в Трехгорном, создания новых рабочих мест и условий для привлечения инвестиций.

Конечно, устойчивость города определяется устойчивостью деятельности Приборостроительного завода. Слава Богу, завод растет и развивается, и планы у него достаточно серьезные. Но на повестке дня стоит вопрос снижения зависимости от градообразующего предприятия, чтобы Трехгорный не превращался в моногород. А что на деле происходит? Инвесторы в очереди не стоят. Создавать в городе новые рабочие места — я имею в виду малый и средний бизнес — желающих нет.

Почему сегодня область не дает добро на создание в Трехгорном ТОСЭР? У меня стойкое убеждение, что причина тому — недостаток резидентов, желающих развиваться в Трехгорном. И не все муниципальные предприятия в городе являются эффективными. По примеру Приборостроительного завода скажу: у нас тоже не все производства являются рентабельными. Но мы все равно их содержим. Правило Парето никто не отменял: 20% производства приносит 80% прибыли. Остальные 80% производств работают в ноль или даже в минус.

К сожалению, не только в городе, но и в области, в стране крайне мало производств и предприятий, которые с ходу могут начать работать и приносить большую прибыль. Поэтому уповать что какая-то команда управленцев сможет это в одночасье решить, наверное, не стоит — ситуация и в стране, и в области не дает нам пока таких надежд.

Что касается проблем в здравоохранении. Можно, конечно, критиковать нашу власть. Но она не бездействует. По инициативе и Приборостроительного завода, и главы города мы встречались с руководством ФМБА. Но что услышали в итоге: как городская территория мы относимся даже не ко второй, а к третьей категории. Поэтому ввиду ограниченности федеральных средств нам остаются мелкие крохи. Мы, конечно, протестуем, но закон не на нашей стороне. Руководство ФМБА пообещало провести законодательную инициативу, но для этого понадобится минимум три года.

Считаю: то, что делает наша власть, по большому счету, соответствует нашим чаяниям. Есть Стратегия развития. Есть и факт самого развития, пусть небольшого, но есть. Предлагаю признать работу главы города удовлетворительной.

Ветераны Приборостроительного завода БАЛАНДИНА Г. Б. ДУБИНЕЦ А. А.