Они прямо говорили: «Это наш бизнес, мы его никому не отдадим»

Гендиректор Усть-Катавского вагоностроительного завода Александр Гнатюк – об уголовном деле своего предшественника и судьбе предприятия 

Центральный районный суд Челябинска 17 июня в очередной раз продлил срок ареста бывшему директору Усть-Катавского вагоностроительного завода Павлу Абрамову, обвиняемому вместе со своим экс-заместителем Александром Болотниковым в злоупотреблении полномочиями (статья 201 УК РФ). По версии следствия, за 2013 год действиями руководства заводу был причинен ущерб в размере около 180 миллионов рублей.

Всего же, по данным проведенной в рамках следствия экспертизы, ущерб от действий Абрамова и Болотникова превысил 650 миллионов. Сам Павел Абрамов не сдается и заявляет, что его уголовное дело – это следствие интриг нынешнего гендиректора УКВЗ, протеже корпорации Роскосмос Александра Гнатюка. Действующее руководство завода, разумеется, с этими доводами не согласно. О своем видении ситуации рассказывает Александр Гнатюк.

Александр Николаевич, как вы можете прокомментировать уголовное дело Павла Абрамова, которого обвиняют в причинении ущерба предприятию? В частности, недавно были обнародованы результаты финансово-экономической экспертизы, которая проведена по заказу адвоката Абрамова Игоря Путилова. Из этого анализа следует, что при Абрамове УКВЗ работал с прибылью, а после его отстранения и назначения вас на пост гендиректора – стал глубоко убыточным.

— Что касается вопроса о виновности или невиновности Абрамова, то я воздержусь от комментариев, это компетенция правоохранительных органов и суда. Что касается, например, информации господина Путилова, то она как минимум некорректна, а, по сути, это недостоверные данные о финансово-экономическом положении завода в бытность экс-директора Абрамова и в настоящее время. Многие это понимают. Например, в 2014 году завод реализовал не 14 вагонов, а 42. По итогам 2014 года завод получил не убытки, а прибыль, из которой каждому работнику была выплачена отдельная премия, причем выплачена даже тем, кто находился в декретных и учебных отпусках. Это при том, что на содержание социальной сферы было затрачено более 25 миллионов рублей, выполнен коллективный договор. В 2015 году завод отгрузил не 2 вагона, как заявляет Путилов, а 11, еще 16 трамваев находятся в производстве под заключенные контракты.

Недавно Павел Абрамов опубликовал открытое письмо, в котором говорится, в частности, о перечислении 76 миллионов заводских денег на исследование трамваев. Сам обвиняемый сегодня считает эту операцию хищением с вашей стороны. Ваше мнение?

— Эти господа, по-моему, лукавят. Да, в открытом письме Абрамова говорится о 76 миллионах рублей, которые якобы перечислили с завода на НИОКР уже после его ухода. Это чистой воды лукавство. Перечисления осуществил сам Павел Абрамов в 2010-2011 годах. Средства в размере 76,131 млн рублей он перевел в ООО «Трансрельспроект» (Челябинск) для разработки нового трамвая. Эти затраты распределяются на все выпускаемые трамваи пропорционально — это элементарные основы бухучета. В настоящее время эта организация ликвидирована, по всей видимости, она создавалась для определенных целей. Вопрос — для каких?

Как утверждает следствие, Абрамовым был заключен договор с подконтрольной организацией на поставку продукции по сниженным ценам, в результате был нанесен ущерб УКВЗ. Это действительно так?

— Абрамов, еще будучи директором УКВЗ, заключил эксклюзивный договор с ООО «Торговый дом «УКВЗ» на поставку трамваев, согласно которому завод должен был реализовывать трамваи только через ТД «УКВЗ» и только по фиксированной цене. В случае нарушения этого контракта завод должен был платить существенные штрафы этой фирме. Кстати, основным учредителем этого ТД «УКВЗ» являлся работник завода – заместитель Абрамова. Соответственно, государственное предприятие было поставлено в прямую зависимость от частных интересов.

В условиях роста курса валют, а стоимость 80% комплектующих так или иначе зависит от курса, завод просто не мог продавать свою продукцию по фиксированным ценам. А через торговый дом осуществлялась не только реализация готовой продукции, но и поставка основных комплектующих. Ситуация была такова, что даже те комплектующие, которые были уже изготовлены для завода через ООО ТД «УКВЗ», на завод не отпускались. У завода не было прямых договоров с поставщиками, а срок изготовления многих узлов составляет до шести месяцев после оплаты, и трамвайное производство оказалось попросту в блокадном положении.

Некоторые лица практически открыто заявляли: «Это наш бизнес, мы его никому не отдадим, мы за ценой не постоим». Все кредиторы, как по команде, предъявили судебные иски заводу по погашению имеющейся задолженности и потребовали проценты за пользование чужими средствами. Вывод напрашивается один – это была попытка заблокировать завод. В этих условиях пришлось вновь заключать договоры на поставку комплектующих и материалов и искать пути реализации трамваев. Неоднократные обращения в адрес руководства ТД «УКВЗ» результатов не принесли. Руководством ГКНПЦ имени Хруничева, чьим филиалом является наш завод, было принято решение о расторжении договора с ТД «УКВЗ».

Но все-таки неясно: из данных приведенной защитой Абрамова экспертизы следует, что количество производимых вагонов на УКВЗ все-таки упало. Пусть не два вагона, а 11, как вы говорите, но все-таки спад есть?

— Количество реализованных трамваев не является критерием оценки эффективности руководства любого трамваестроительного завода. Гораздо важнее то, как нивелируются негативные ситуации и используются позитивные тенденции в экономике, как используются ресурсы предприятия. Успешный сбыт вагонов зависит от платежеспособности рынка, которая формируется в соответствии с финансово-экономическим положением в стране в целом. Если имеется возможность предусматривать в бюджетах городов средства на закупку трамваев и на уровне федерального бюджета работает программа субсидирования покупки транспорта региональным бюджетом, то будут трамваи продаваться. В настоящее время износ эксплуатируемого трамвайного парка в стране составляет порядка 75-80%, потенциал рынка огромен, вопрос только в финансировании.

В 2012-2013 годах работала Федеральная программа субсидирования – возмещения городам части затрат на покупку трамваев. Эта субсидия покрывала примерно половину цены трамвая, в бюджетах многих городов имелись средства на приобретение трамваев. Этим частично объясняется успешность завода при Абрамове: в 2012 году продано 43 вагона, а в 2013 – 105 единиц.
В 2014 году в стране возникла совершенно иная экономическая ситуация. Введены известные экономические санкции, курсы валют резко выросли, стоимость комплектующих увеличилась, бюджеты городов оптимизировались, программы субсидирования покупки трамваев отсутствовали.

Неоднократно проходит информация о том, что заработная плата рабочих вагоностроительного завода при Абрамове была стабильной, а сейчас она не растет и даже снижается.

— Давайте объективно смотреть на ситуацию — она сегодня сложная. И сложная она не только на УКВЗ, а в стране в целом. Завод переживал разные периоды, спрос на трамваи не всегда был таким, как в период действия государственных прорамм, и заработная плата тоже. Об этом все заводчане знают.
В 2014 году всем работникам УКВЗ заработная плата была проиндексирована. Мы понимаем, что сегодня цены растут и покупательская способность падает, но нельзя повышать заработную плату, не имея на то экономических оснований, ведь нужно платить налоги, авансировать изготовление узлов и комплектующих и многое другое. Необоснованное повышение заработной платы обернется разбалансированностью экономики предприятия.

Чтобы повысить заработную плату, есть несколько путей. Увеличение сбыта вагонов зависит от состояния бюджетов городов. По состоянию на 15 июня 2015 года УКВЗ будет поставлять трамваи по всем проведенным аукционам в стране, за исключением одного, в котором мы даже не участвовали, так как у нас пока нет трамвая с долей низкого пола 100%. Кстати в этом тоже «заслуга» Павла Викторовича. Резко увеличить сбыт трамваев завод сегодня не может, ведь города трамваи просто не покупают. Хотя и в этом направлении мы работаем – есть оптимистические прогнозы.

Или есть другой путь – оптимизировать численность под объем производства, а средства от реализации трамваев направить на выплату уже меньшему количеству рабочих, но в условиях моногорода Усть-Катава сокращение персонала нам видится не совсем верным решением. Мы идем по пути переобучения персонала из трамвайного производства, привлечения новых заказов.
Словом, заработная плата на УКВЗ зависит от объемов реализуемой продукции. Будет увеличение портфеля заказов и сбыта по трамваям, освоим новые виды продукции – будет рост заработной платы.

Каковы сегодня перспективы работы завода, его загрузка по новым и старым видам продукции?

— Это самый главный вопрос, которым мы сейчас занимаемся. В настоящее время идет реорганизация корпорации Роскосмос и рассматриваются различные варианты структурного строения. Возможно, в будущем часть наших изделий будет передана другим предприятиям. Роскосмосом анализируются сопутствующие затраты. Даже в случае принятия решения на саму передачу потребуется много времени – возможно, несколько лет. Окончательное решение не принято. Независимо от дальнейшего развития событий мы формируем портфель заказов и организуем работу по освоению новых для завода видов продукции – это вертолетная тематика, работа с новыми предприятиями по кооперации и др. На УКВЗ также передаются с других предприятий Центра Хруничева отдельные производства и более 60 единиц оборудования. Для обеспечения выполнения поставленных задач мы организовали переобучение востребованным профессиям работников (в основном — станочники), не обеспеченных работой в полном объеме – это прежде всего трамвайное производство. Это мы делаем для оперативного управления трудовыми ресурсами в будущем. Сроки освоения новых видов продукции сейчас зависят только от инженерно-технологических и производственных служб.

В связи с тем, что на заводе не загружены цеха трамвайного производства, мы с мая ввели режим неполного рабочего времени для подразделений, не участвующих в выпуске специальных изделий. С июня в обычном графике работают также конструкторско-технологические службы и некоторые подразделения. По сути, на 4-дневке остались цеха трамвайного производства, некоторые вспомогательные подразделения и отделы, а также руководство завода. Такой режим сохранится в июне – июле. Дальше все будет зависеть от сбыта трамвайных вагонов.

Сегодня имеются предварительные договоренности с городами о проведении аукционов на закупку трамваев. Мы также занимаемся развитием производственных направлений по новой продукции, организации ремонта трамвайных вагонов; концентрируемся на внутренней эффективности и наработке новых кооперационных связей. Наш прогноз на второе полугодие оптимистичен.

Как вы полагаете, завод сейчас, с учетом сложной экономической ситуации, работает эффективнее, чем при Абрамове?

— Мне не хотелось бы давать оценку деятельности Павла Абрамова. Но наследство досталось сложное. Уверен, многие вопросы работы завода решались не в интересах предприятия. Есть факты, которые позволят каждому сделать оценку самостоятельно. В период деятельности Абрамова был заключен уже упомянутый дилерский договор на реализацию трамваев с ООО ТД «УКВЗ»; интеллектуальная собственность на разработанную заводом конструкцию низкопольного вагона оформлена на третьих лиц, а не на УКВЗ; использовались материальные и финансовые ресурсы завода на выполнение федеральной целевой программы, средства по которой оседали на счетах ООО «Тепло». Также за счет УКВЗ был закуплен котел за 15 млн рублей и передан в котельную, принадлежащую другой организации, при этом завод не получил ничего, кроме счетов за потребляемую тепловую энергию, которую вырабатывал, в частности, и этот котел. Вопросы теплоснабжения режимного предприятия были переданы третьим лицам и так далее. Но, повторюсь, оценку его деятельности пусть дают компетентные органы.

znak.com