Налоговая проверка

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом выставлено требование о предоставлении документов и вынесено решение о приостановлении проверки до истечения срока предоставления документов. Документы по требованию еще не предоставлены.

Обязана ли организация представлять документы во время приостановления налоговой проверки, требование о предоставлении которых получено до приостановления проверки?

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключение составляют случаи, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, в этом случае выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ), а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Также при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Пункт 1 ст. 93 НК РФ предусматривает, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов. При этом истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1, п.п. 2, 3 ст. 93 НК РФ). Таким образом, НК РФ закрепляет право налоговой инспекции не только знакомиться с оригиналами документов, но и истребовать у налогоплательщика их копии.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Из норм НК РФ не следует однозначного вывода о том, обязан ли налогоплательщик представлять копии документов во время приостановления налоговой проверки, требование о предоставлении которых получено до приостановления проверки. Однако указание в п. 9 ст. 89 НК РФ на приостановление действий налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика может толковаться в качестве препятствия как в истребовании, так и в получении оригиналов документов и их копий от налогоплательщика. Такой вывод нашел отражение в судебной практике (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. N Ф02-3263/11 по делу N А78-343/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 г. N 08АП-2682/2010).

В ряде судебных актов встречается и такой подход, согласно которому течение срока, установленного ст. 93 НК РФ, приостанавливается на все время приостановления налоговой проверки после получения налогоплательщиком соответствующего требования (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20 января 2011 г. N КА-А40/16654-10 (Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2010 г. N 09АП-19511/2010), ФАС Уральского округа от 21 января 2010 г. N Ф09-11059/09-С3).

Вместе с тем существует и противоположная судебная практика (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2010 г. N 17АП-13454/2009, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2011 г. N 08АП-2818/11, ФАС Уральского округа от 28 сентября 2010 г. N Ф09-7836/10-С3 (решение АС Свердловской области от 4 мая 2010 г. N А60-7614/2010-С6)). Подобного мнения придерживается и Минфин РФ (письмо Минфина РФ от 3 июля 2008 г. N 03-02-07/1-246).

На наш взгляд, верным является первый подход. Однако с учетом мнения Минфина РФ и неоднородности судебной практики решение будет зависеть от позиции суда.

К сведению:
Требование о предоставлении документов, выставленное в день приостановления налоговой проверки, хотя бы и за несколько часов до момента ее приостановления, незаконно и, соответственно, налогоплательщиком исполняться не должно (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 22 марта 2010 г. N КА-А40/989-10 по делу N А40-94715/09-99-710).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия