«Борцовская дружина» Трехгорного. Двадцать лет спустя

{datsopic:1023 left} Постановление об основании первой в Трехгорном детско-юношеской специализированной школы олимпийского резерва было подписано 1 февраля 1995 года мэром Николаем Лубенцом. Этот статус присвоен образовательному учреждению за заслуги в развитии дзюдо и высокие спортивные показатели.

— Профессия тренера – большой труд, который, к сожалению, чаще всего остается «за кадром». На первый план всегда выходят достижения учеников. Фамилии ваших воспитанников звучат в эфире, о них говорят и пишут, их знает весь мир, а вы – человек, который «зажег» на спортивном небосклоне не одну «звезду», удостоившийся звания «Лучший педагог России», продолжаете трудиться в маленьком уральском городе. Из желающих заниматься у вас на «большой земле» могла бы выстроиться очередь. А вы продолжаете воспитывать спортсменов здесь, в СДЮСШОР Трехгорного. Работаете сверх всяких норм и принимаете каждого, кто хочет заниматься дзюдо.

 

Владимир ФЕДЕЧКИН,
тренер-преподаватель СДЮСШОР по дзюдо Трехгорного, Заслуженный тренер России, первый тренер участника Олимпийских игр, члена национальной сборной по дзюдо, Кирилла Денисова: 

— Почему я стараюсь принимать всех детей? А кто знает, вдруг именно этот «сверхнормативный» ребенок окажется вторым Кириллом Денисовым? Так что стараюсь не искушать судьбу.

И все-таки, что держит вас здесь, в этой школе?

— Считаю, что каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Наверное, мне суждено быть тренером именно здесь, в школе Трехгорного. Я считаю, что нахожусь на своем месте. Я делаю для своих учеников все, что в моих силах до определенного момента, а потом они взрослеют, и приходится передавать их в другие «руки», другим тренерам.
Работа со взрослыми спортсменами – это совсем другая специфика. Там тренер должен быть еще и хорошим менеджером. Там ценится деловая хватка, но не каждому педагогу это дано. 

В вашей работе есть место для творчества? Или вы обязаны работать только по утвержденному плану? Шаг влево – шаг вправо не приветствуются? 

— Конечно, это творческая работа. Во-первых, дзюдо постоянно меняется. Каждый олимпийский цикл несет что-то новое. Меняются правила, и работа тренера меняется. Раньше, например, у дзюдо было много общего с борьбой самбо: интересные, красивые приемы. Но японцы, родоначальники дзюдо, кое-что поменяли. Теперь можно бороться фактически только руками. Тренер всегда находится в поиске, перенимает что-то у других педагогов и других школ. Мне, например, всегда интересно смотреть любые соревнования по дзюдо независимо от их уровня. Я роюсь в интернете, выискивая что-то новое, то, что можно применить на практике. Я хочу сказать, что работа тренера – это классная работа! 

— Классная? Вам до сих пор хочется приходить в зал не по долгу службы, а потому, что интересно?

— Да! Вот каникулы шли, и было, чем заняться помимо тренерской работы. У меня есть хобби. А сейчас, например, я строю дачу. Видите, все пальцы избиты. Но все равно тянуло на работу! Сейчас Савелий Беднарский, мой ученик, готовится к первенству России. Конечно же, в голове постоянно мысль о том, что надо его поддерживать. Не всегда удается переключить мозги на отдых, даже если есть такая возможность. 

Хороший тренер – это, прежде всего, профессионал в своем виде спорта, или, куда важнее, как он относится к детям? Кому противопоказана ваша профессия?

— Важно, чтобы человек был уравновешенным. Да, он может иногда вспылить, но надо уметь быстро остывать. И, естественно, тренер должен любить детей и быть примером для них. К каждому ребенку должен быть свой подход. Кому-то одного строгого взгляда хватит, и он все поймет. Кого-то надо обязательно хвалить. С третьим нужно поговорить «по душам». 

Где берете терпение, когда остаетесь один на один с целой армией маленьких, резвых, свободолюбивых сорванцов? 

— Жизнь есть жизнь, бывает, накапливается раздражение. Иногда, когда терпение на пределе, могу гаркнуть, но стараюсь сдерживать себя. Когда пришел в школу после института, года два был просто в шоке от этой работы! Мне же хотелось, чтобы дети сразу начали показывать результаты. А получалось, что я вкладываюсь в них по полной программе, а результата нет. Все силы оставляю на работе, а результата – нет. У меня даже голос изменился за два эти года, в нем появились басы. И только потом понял, что не все в этом деле зависит только от моего желания добиться результата. Нужно, чтобы и ребенок понял важность работы, которую он выполняет. Чтобы он накопил опыт, окреп не только физически, но и психологически. И тогда, когда цели ученика и тренера совпадут, будет результат. 

Что можете назвать самым ярким событием за годы работы в СДЮСШОР?

— Иногда даже не победы запоминаются, а отдельные схватки. Драматургия поединка. И, конечно же, всегда вспоминаю о работе с Кириллом Денисовым, которого я тренировал с 1996 по 2005 год. В 2004 году он стал чемпионом России, в 2005-м — чемпионом Европы, а в 2012 – участником Олимпийских игр. 

А присвоение звания «Заслуженный тренер России» для вас не событие?

— Знаете, я к таким вещам отношусь очень спокойно. Есть звание или нет его, это не влияет на качество моей работы. Вот когда о тебе помнят твои воспитанники — звонят, просят совета, приезжают – вот это дорогого стоит. Теперь уже я от них получаю больше ценной информации, а не они от меня. Как там говорится: «Учитель, научи ученика, чтоб было, у кого потом учиться!». Вот так и у нас. С Димой Герасименко постоянно переписываюсь, разговариваем. Кирилл, когда приезжает, рассказывает много нового, проводит мастер-классы. 

«Звездности» в поведении не наблюдается?

— Нет. Он хорошо воспитан. Каким был, таким и остался. Вообще, в сборной нет таких людей, кто бы начал «звездиться». Даже призерам и чемпионам Олимпиады это не присуще. Кстати, когда спортсмен вырастает и передаешь его другому тренеру, это тяжело. Не знаешь, к кому он попадет. У Кирилла Денисова все хорошо в этом плане. А вот Диме Герасименко пришлось несколько раз сменить тренера. 

{datsopic:1022 left}- От Ивана Сырцева и Савелия Беднарского ждете примерно того же, чего ждали от Кирилла?

— Поживем – увидим. Будут работать, будут «пахать», появятся и результаты. Все зависит от них самих. И они хорошо это понимают. У них головы на месте. Сейчас, кстати, у спортсменов высокого класса есть дополнительная мотивация: «как потопаешь, так и полопаешь»! Как поработал, столько и получил. И я считаю это правильным подходом. Главное, чтобы травмы обходили наших ребят стороной. 

Если бы оказались на приеме высокопоставленного чиновника, чего бы попросили для школы? 

— Попросил бы, чтобы нам не мешали работать. Когда идет проверка за проверкой, когда разные люди постоянно приходят в зал и по головам считают детей, это очень отвлекает, нервирует, выбивает из нормального, рабочего ритма. Что нас считать? У нас все группы забиты до отказа! Нам места не хватает, чтобы принять всех трехгорненских детей. Наша школа крепко стоит на ногах. Мы нужны своим воспитанникам, их родителям. Наш труд востребован за пределами области, мы нужны и городу. Это мы знаем точно. 

Сейчас в трехгорненской школе дзюдо создана уникальная система воспитания ребенка. Она создавалась долго и трудно. Но, как и для всякой системы, для нее важна любая деталь. Сломается что-то, и рухнет вся система. Восстановить будет очень сложно. Если наша школа, воспитанники, которые выступают на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх, входят в состав сборной страны, не соответствует статусу «школа олимпийского резерва», кто тогда соответствует? А по большому-то счету нашей школе никогда особенно легко не было. За эти годы мы пережили много трудных моментов. СДЮСШОР Трехгорного – на виду. А тем, кто постоянно в центре внимания, по традиции достается больше других. И не только «пряников», но и оплеух. Но борьба закаляет людей. Философия дзюдо – это «гибкий путь к успеху». Людей пытаются ломать, а они, как лоза, сразу же выпрямляются. Мы научились этому.

Наталья НАТАЛЬИНА.
Фото из архива СДЮСШОР по дзюдо.