«Борцовская дружина» Трехгорного. Двадцать лет спустя (5)
{datsopic:1055 left} Евгений ЖЕБОТИНСКИЙ, тренер-преподаватель СДЮСШОР по дзюдо, мастер спорта РФ:
— Самое приятное для тренера – результат работы, воплощение в жизнь своих ожиданий. Когда это случается, понимаешь: все, что ты делаешь – не зря, ты не напрасно проводишь здесь время, переживаешь, устаешь. Это самые важные моменты в жизни. Вот когда Савелий Беднарский и Иван Сырцев попали в сборную России — они тренируются у Владимира Валентиновича Федечкина, а я считаюсь их вторым тренером — этот факт был для меня очень приятным событием. В такие моменты хочется еще больше работать.
— Первый день в роли тренера помните?
— Первый день не запомнился по одной простой причине. Я нахожусь в школе дзюдо со второго класса и из категории учеников плавно перешел в категорию тренеров. Сначала совмещал свои занятия с тренировкой небольших групп учащихся, помогал остальным педагогам.
— Что важнее для тренера – быть мастером в своем деле или уметь ладить с детьми?
— Тренер может не быть великим борцом. Ему важно знать суть своего дела и понимать психологию детей. Нельзя ко всем подходить с одним шаблоном, все люди разные. К каждому нужен свой подход. И тренер должен это чувствовать. К каждому ученику приходится подбирать свой ключ. Самое главное для тренера – терпение и самообладание. И, конечно же, человек должен сначала сам через все пройти, прежде, чем учить чему-то детей.
— Какие правила, работая тренером, сформулировали для себя?
— Первое — привить воспитанникам любовь к делу, которым они занимаются, и уважение к тренеру. Если это удается сделать сразу, потом работа с детьми идет нормально.
— Что действеннее, на ваш взгляд, «кнут» или «пряник»?
— Сейчас дети совсем другие. С ними нельзя действовать жестко. Выкручиваемся! Терпим, поощряем, иногда ругаем. Все, как в обычной жизни. Бывают моменты, когда нервы — на пределе, но сдерживаешь себя. Вспоминаешь, что сам когда-то был таким же. И об этом, кстати, есть, кому напомнить! Мои тренеры всегда рядом.
— Желание приходить каждый день в зал, к детям, еще не пропало?
— Нет! Я всегда четко понимал, какую именно работу я выбрал. Я знал, на что иду. И я уже не представляю себя где-то в другом месте. Это – мое. Я и детей тренирую, и сам занимаюсь. Мне это нравится.
— Что бы вы рассказали о вашей школе незнакомому человеку в первую очередь?
— История школы очень богата всевозможными поводами для гордости. Наша школа становилась лучшим образовательным учреждением России, а тренеры — лучшими педагогами области и России. Имена воспитанников СДЮСШОР Трехгорного знают во всем мире. Мы готовим спортсменов для сборных области и страны. И, конечно, результаты воспитанников школы – повод для гордости. Да, хотелось бы, чтобы в СДЮСШОР было больше места для занятий, нормальное финансирование поездок на сборы и соревнования. Когда есть условия для работы, есть и результат. Зарплата педагога не всегда соответствует нагрузке, которую он берет на себя. Это обстоятельство не добавляет оптимизма. Я бы хотел, чтобы ребята, приходящие в школу, не забрасывали занятий на половине пути. И, конечно, мечтаю о том, чтобы таких ребят, как Кирилл Денисов, стало больше.
Наталья НАТАЛЬИНА.
Фото из архива СДЮСШОР по дзюдо.