Кому в Усть-Катаве закон не писан

В конце сентября в Усть-Катаве прошло заседание депутатской комиссии по строительству, транспорту, энергетике и ЖКХ. Это, казалось бы, рядовое событие, стало причиной нового витка конфликта между одной из городских структур и ее покровителями, с одной стороны, и жителями Усть-Катава с защищающим их законные права Комитетом народного контроля, с другой.

Докладчиком по первому вопросу повестки «Информация по тарифам по теплоснабжению, нормативы, установление приборов учета, подготовка к зиме» выступила генеральный директор ООО «Теплоэнергетика» Милованова В. А.

Не в теме?

Слушать Веру Алексеевну всегда удовольствие: она просто удивляет своим талантом наговорить много и ничего — по существу. Очередное ее выступление не стало исключением. Думаю,Милованова на сей раз не особенно и старалась блеснуть своим даром: депутаты, входящие в комиссию, судя по вопросам, задаваемым докладчику, и трудностям, испытываемым в разграничении понятий «тариф» и «норматив», были явно «не в теме». Временами казалось, что они вообще не жители нашего города, так как в Усть-Катаве практически все взрослое население, живущее в коммунальных домах, наслышано о проблеме по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В общем, впечатление от заседания этой комиссии осталось тягостным: говорили много, но ничего не решили. К тому же возник законный вопрос: а как вообще можно принять какое-то решение, не разобравшись в сути проблемы? Возможно, пришла пора создать для депутатов какой-то «ликбез» по ЖКХ? Мне, например, хватило пятнадцати минут времени, чтобы освежить свои познания в этом вопросе. Помог Интернет и высококлассный специалист в этом деле — заместитель генерального директора ООО «Комфорт» Светлана Копылова. Что мешает народным избранникам освоить эту «азбуку», непонятно, тем более, что они обязаны разбираться в таких вопросах.
Кстати, думаю, не будет лишним в этой связи напомнить также, что тарифы утверждают органы государственного регулирования субъекта РФ. В Челябинской области это Государственный комитет «Единый тарифный орган». Нормативы для каждого муниципального образования утверждает и проверяет также он.

Монополисты нарушают закон

Почему же так важно знать определение тарифа и норматива? А потому, что их произведением определяется плата за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. И если на размер тарифа, утвержденного уполномоченным государством органом повлиять невозможно, то норматив потребления тепла возможно изменить, в частности, снизить и получить значительную экономию средств в семейном бюджете. Для этого необходимо оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами учета энергоресурсов.
В тех многоквартирных домах, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, жители оплачивают фактически потребленное тепло. Там же, где нет общедомовых счетчиков, платить приходится по нормативу. Разница между этими двумя видами оплаты в многоквартирном доме достигает 500-700 тысяч рублей в год в зависимости от этажности и площади домов.
Таким образом, установка общедомового прибора учета тепла дает жителям дома существенную экономию средств. Выгодно им это? Конечно! Зато невыгодно ресурсоснабжающей организации, которая после ввода в эксплуатацию общедомового счетчика тут же теряет то, что имела до этого и давно уже считает своим. Неудивительно, что ООО «Теплоэнергетика», являясь такой ресурсоснабжающей организацией, до сих пор активно сопротивляется вводу в эксплуатацию общедомовых счетчиков, тем самым нарушая федеральный закон.
Как известно, согласно закону от 23.11. 2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах была возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета энергоресурсов до 1 июля 2012 года. После 1 июля 2013 года обязанность по установке и вводу в эксплуатацию возложили на ресурсоснабжающие организации. Причем закон обязывает собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы на их установку и надлежащую эксплуатацию.

Жители теряют деньги

В июле 2016 года вступило в силу Постановление правительства РФ о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в которых определен порядок пересмотра нормативов, предложены методики их расчетов. Теперь, учитывая, что часть домов оснащена общедомовыми приборами учета и имеется наработка данных о фактическом теплопотреблении, при расчете нормативов можно использовать аналоговый метод расчета, который позволяет на домах, не оснащенных теплосчетчиками, установить норматив, аналогичный фактическому нормативу в таком же доме, но оснащенным прибором учета.
С инициативой по пересмотру нормативов в Государственный комитет «Единый тарифный орган» обязана выйти ресурсоснабжающая организация. Для этого необходимо подготовить перечень документов, в том числе расчеты с применением метода аналогов. Возникает вопрос: а зачем это нужно теплоснабжающей организации, ведь ее вполне устраивают нормативы, определенные в 2009 году расчетным методом, которые превышают фактическое теплопотребление на 37%.
В денежном выражении среднегодовая плата за отопление по нормативу превышает плату по показаниям приборов учета в среднем на 500 тысяч рублей. К прмеру, в доме № 20, МКР-2 за период с 01.10.15 года по 30.09.16 года эта разница составила 743936руб, а в доме № 26 — 327846руб.

Плаят “ни за что”

Надо сказать, в Усть-Катаве в вопросе установки общедомовых приборов учета тепла сложилась парадоксальная ситуация. Парадокс заключается в том, что жителям коммунальных домов фактически препятствуют исполнить федеральный закон, обязывающий их установить эти счетчики. Уже несколько лет «тормозом» закона является ООО «Теплоэнергетика.
На сегодняшний день около 40% домов в Усть-Катаве оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии. В МКР из 41 дома, которые обслуживает ООО «Комфорт» эти приборы установлены в 35 домах, в эксплуатацию введены 25, причем 20 из них — по суду или по требованию УФАС. Остальные находятся в процессе решения этого вопроса. Без суда прибор учета тепловой энергии установлен только в доме № 6, МКР-1, благодаря усилиям Кувайцева В. С., и в доме № 5, МКР-2, где собственники затратили дополнительные средства и выполнили все требования ООО «Теплоэнергетика».
Этот случай можно считать уникальным, так как требования «Теплоэнергетики», по словам жителей, обычно ни на чем не основаны и не подкреплены никакими расчетами. Именно поэтому жители, поняв бесперспективность попыток как-то по хорошему договориться с “Теплоэнергетикой”, обращаются для разрешения спора в суд. И пока, в конечном итоге, почти все суды были ими выиграны. Однако такая реальность «Теплоэнергетику» не останавливает: суды могут длиться и год, и два, а денежки «ни за что» тем временем исправно «капают».

Работать надо

«Теплоэнергетику», не оправдывая ее действий, понять можно. Кто же добровольно откажется от таких доходов? Труднее понять местную власть, которая, по всей видимости, не хочет повлиять на эту недопустимую ситуацию. А ведь есть у нее рычаги, с помощью которых можно было бы умерить аппетит единственной в городе теплоснабжающей организации-монополиста.
Одним из таких «рычагов влияния» могло бы стать, к примеру, уменьшение субсидий «Теплоэнергетике», получаемых ею в счет возмещения выпадающих доходов. Сделать это — в силах депутатов. Но когда они, наконец, разберутся в реалиях и захотят ли на деле, а не на словах защитить интересы и права своих избирателей, нам не известно.
Решение вопроса по установке общедомовых приборов учета тепла — насущная проблема для жителей Усть-Катава. И, заметьте, для ее решения не нужно затрачивать никаких средств! Нужны только воля депутатов и желание работать на благо своих избирателей. Но хотя после выборов прошел уже год, никаких подвижек в этом направлении нет.

На депутата надейся…

На мой вопрос, что же людям делать, Светлана Николаевна Копылова ответила так: ”Всем, кто столкнулся с проблемой введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепла, мой совет — не тратя времени, обращаться в суд. Опыт судебных разбирательств по таким делам огромный. Это сейчас, увы, единственная инстанция, которая, как правило, защищает права жителей в данном вопросе”.
Перефразируя известную пословицу, можно подытожить: «На депутата надейся, да сам не плошай».
Информация для сведения:
Тариф на коммунальную услугу — это цена поставляемого потребителю коммунального ресурса — в нашем случае — тепловой энергии, выраженная в рублях за единицу соответствующего коммунального ресурса, то есть в руб./Гкал. Для определения стоимости коммунальной услуги необходимо тариф умножить на объем потребленного в течение расчетного периода (месяца) коммунального ресурса. Объем, в свою очередь, определяется по счетчику соответствующего коммунального ресурса или, если счетчик не был установлен, по нормативу потребления этого ресурса.

Норматив потребления коммунальной услуги — это фиксированный месячный объем потребления коммунального ресурса, который устанавливается единым для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. Устанавливается норматив в расчете на единицу отапливаемой площади: 1 квадратный метр площади жилого (нежилого) помещения (Гкал/кв.метр). А месячный объем теплопотребления — это произведение норматива на площадь квартиры.

Ольга БУЛАЕНКО.

3 комментария для “Кому в Усть-Катаве закон не писан

Обсуждение закрыто.