Ирина Волкова: «Я не рассталась со своим коллективом»

В первый воскресный день августа в России свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги.

В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. Этот профессиональный праздник учрежден в России еще в 1896 году и приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог.

Предыдущий, 2017 год, был юбилейным для работников этой отрасли. Осенью прошлого года исполнилось 180 лет со дня запуска движения по первой в стране железнодорожной линии. Тогда, 30 октября по старому стилю, небольшой локомотив и восемь вагонов преодолели расстояние в 27 км от Санкт-Петербурга до Царского Села за 35 минут.

Казавшаяся в то время сказочной скорость нового для страны средства передвижения открыла перед людьми захватывавшие дух возможности, но даже самый смелый мечтатель XIX века не смог бы предположить, какими станут железные дороги спустя много лет, и что они будут значить для России.

Усть-Катаву, если так можно выразиться, крупно повезло: в отличие от близлежащих городов – Юрюзани и Катав-Ивановска, он, в силу своего географического положения, оказался на пути Транссибирской магистрали, прочно связавшей запад России с его дальневосточной окраиной, приблизив Дальний Восток к центру страны и переведя сообщение с ним или, как сейчас говорят, логистику, в совсем иное качество.

Строительство в конце XIX века Транссибирской магистрали позволило сделать транспортировку различных ресурсов, производимых в европейской части России, на Урале и в Сибири, от производителя до конечного потребителя более рациональной и менее затратной. В 2011 году исполнилось 110 лет с начала движения поездов по Великому Сибирскому Пути, как нередко называют Транссиб. Не за горами и следующий юбилей.

Напомню, что Транссиб является самой протяженной в мире железной дорогой и проходит через две части света, 20 субъектов РФ и 5 федеральных округов, 87 городов и множество поселков. В нашем городском округе – это Усть-Катав и Вязовая.

До недавних пор пассажиры, а также встречающие и провожающие, на вокзале станции Усть-Катав частенько видели симпатичную голубоглазую блондинку в железнодорожной форме с тремя звездочками на погонах. И сразу было ясно — хозяйка.

Начальник вокзала Ирина Алексеевна Волкова появлялась в кассе и что-то решала там с кассиром, спустя несколько минут обсуждала с техничками, не пора ли «оживить» новыми цветами клумбу на перроне. В зале ожидания заметила пожилую женщину, которая, кажется, плохо себя чувствует, и сразу к ней с вопросами: — Есть ли необходимые лекарства? Вызвать «Скорую помощь»? Невольно подумаешь, это сколько же проблем приходится решать Ирине Алексеевне за день там, за дверью с табличкой «Служебный вход»?!

Недавно И.А.Волкову я неожиданно встретила в общежитии Усть-Катавского индустриально-технологического техникума. Выяснилось, что Ирина Алексеевна, отработав без малого четыре десятка лет на железной дороге, вышла на пенсию, и теперь она — комендант.

— Кажется, и здесь у Вас беспокойное хозяйство?

— Да уж! — рассмеялась моя собеседница. — Нет железной дороги, зато есть дети, со всеми, как говорится, вытекающими.

— Ирина Алексеевна, как случилось, что всю жизнь Вы прослужили на Южно-Уральской железной дороге?

— А по-другому, наверное, и не могло быть. Ведь я — потомственный железнодорожник. Дяди, тети, сестра — все на железной дороге, а нашей семейной династии уже более 120 лет.

Выросла я на станции Усть-Катав. Папа, Ульянов Алексей Иванович, начинал свой трудовой путь стрелочником, закончил — составителем поездов. Мама, недавно она ушла из жизни, была билетным кассиром. Я поначалу пошла, работать на завод, но очень скоро поняла — не мое это.

Дома с рождения слышала разговоры об одном — о железной дороге. На станционном вокзале висела огромная карта железных дорог Северского Союза. Ребенком мне нравилось рассматривать ее. Находила станции с любопытными названиями: Ерофей Павлович, Саша, Валя, Снежная, Зима, и мечтала о заманчивых далеких краях. Самая большая мечта всей жизни тогда появилась: сесть в поезд и уехать во Владивосток. Пока это и осталось мечтой, зато я объехала с родителями весь юг России. В семье было трое детей. Жили скромно, путешествовали, как раньше было принято говорить, «дикарями». Родители оформляли командировку как сопровождающие трамваи, отправленные с УКВЗ, забирали с собой нас, детей, и мы отправлялись в путь на грузовом поезде. Очень интересно было. Грузовой состав часто стоял на маленьких станциях, в живописных местах. На Черном море, в Грузии, в Армении побывали, вТаганроге. Всех городов, пожалуй, не перечислить.

— Ирина Алексеевна, а с чего все началось?

— В 1978 году меня пригласил начальник вокзала Павел Никифорович Шагалин, работать в билетной кассе. Очень понравилось. Прежде всего — это общение с людьми. Чувствовала себя значимой, ведь кассир ежедневно помогает пассажирам решать, каким поездом ехать, как выстроить маршрут и массу других вопросов. Потом стала старшим билетным кассиром. С 2003 года — начальник вокзала

— Какое качество, по Вашему мнению, самое важное для железнодорожника?

— Ответственность. Потому что все, в той или иной мере, отвечают за безопасность движения, за безопасность людей и культуру обслуживания пассажиров. На каждый случай у нас имеется своя инструкция. Техпроцесс вокзала надо отработать в соответствии с этими инструкциями. «Авось, сойдет», — не получится. И случайных людей на железной дороге поэтому не бывает.

Второе качество, на мой взгляд, не менее важное – это неравнодушие. Все ведь помнят времена, когда на перроне у нас была разрешена торговля. Каких только чрезвычайных ситуаций тогда не случалось! Без денег пассажира, солдатика высадили — собираем всем вокзалом деньги, отправляем. И трагические были истории. Девушка вышла на перрон фотографировать наши красоты, а поезд тронулся. Пассажирка — догонять, ей отрезало пятку. Между тем в поезде осталась ее больная мама, которой стало плохо. В результате, женщина оказалась в больнице на Симской железнодорожной станции, а девушку мы в нашу больницу отправили.

Однажды в Уфе мамочка отстала от поезда. Мы приняли от проводника ее грудного ребенка в коляске. Также нянчились, кормили до тех пор, пока пассажирка не добралась до Усть-Катава. Стоим целым коллективом, ждем на платформе. Женщина выскочила из вагона, ребенка прижала, просто не в себе от пережитого. Потом из вагона в окно как закричит: «Люди, спасибо огромное!».

Вообще немало благодарных писем приходило. Приятно. Действительно, ведь все подобные ситуации надо было разруливать, решать. На работе отношения складываются как следует, когда сотрудники – это твои соратники. У нас, к примеру, работала маляром Сосина Любовь Ивановна. Такой души человек! Добросовестная. И чуткая. С ней и работать было приятно, и просто посоветоваться можно было.

— Вы так тепло говорите обо всем, что связано с железной дорогой. Ушли почему?

— Ушла, потому что очень тяжело стало работать. Ведь работа не ограничивается восемью часами. На деле не меньше десяти получается. И ночами тринадцать лет, пока была начальником вокзала, с телефоном под подушкой спала. Последнее время так уставала! Приду домой, сяду, и слова сказать не могу. Хорошо еще муж – Сергей Николаевич, с пониманием к этому относился. Я ушла, но не рассталась со своим коллективом. Моей преемницей стала Наталья Викторовна Елчева, и я очень довольна, потому что всегда могла на нее положиться. Я и сегодня в курсе всех дел на вокзале. Общаюсь со своими бывшими сотрудниками, ведь с этими людьми я жизнь прожила. С руководителем профкома из Челябинского управления ЮУЖД тоже созваниваюсь. Сестра — Наталья Машкина и дочки мои — Марина Киселева и Татьяна Волкова, тоже работают на вокзале. Все нынешние дежурные по вокзалу — тоже из династий.

— Ирина Алексеевна, это случайное совпадение, что Вы перечисляете одних женщин?

— Действительно, на вокзале чаще женщины работают. Неслучайно. Потому что женщины более выносливые и по сути своей они более гибкие. С людьми сложно работать — это всем известно. Ситуации иногда складываются острые, и мужчинам с их прямолинейностью нередко не удается избежать скандала.

Уже попрощавшись с Ириной Волковой, я вновь и вновь мысленно возвращалась к нашему разговору. Не позавидуешь тому, у кого работа не по душе. Это также сложно, как жить с нелюбимым человеком. А вот за Ирину Алексеевну только порадоваться можно, потому что она всегда своим делом занималась.

Людмила ТИТОВА.

Фото из архива ВОЛКОВЫХ.

2 комментария для “Ирина Волкова: «Я не рассталась со своим коллективом»

Обсуждение закрыто.