Есть проблемы

В редакцию нашей газеты поступает много телефонных звонков от читателей, которые просят разъяснить некоторые положения изменений в сфере ЖКХ. Мы подумали, что лучше всего это сделает председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков, который дал информационному агенству «Урал-прес-информ» иньервью на данную тему. Предлагаем его вашему вниманию.

«С первого июля 2013 года повысились тарифы на коммунальные услуги. Тарифы на газ и электроэнергию вырастут на 15% и 15,5% соответственно. Рост платежей на тепло и воду разнится в зависимости от муниципалитета. В частности, в Челябинске тарифы на тепло должны были увеличиться на 19%, на воду — на 13%.

Средний размер повышения коммунальных платежей по области должен был составить 15,4%, в ряде территорий рост прогнозировался и того выше. Но президент Владимир Путин потребовал от субъектов, не допустить повышения более 6% в среднегодовом исчислении. Южный Урал это поручение выполнил. Кроме того, на первое июля было намечено введение нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирных домах. Его пока отложили. О предстоящих коммунальных нововведениях рассказал председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков.

Сергей Львович, президент обозначил предел повышения тарифов 6%. А с первого июля повышение составило 12%. Почему?

— Президент Владимир Путин поручил правительству и органам исполнительной власти ограничить рост платежей населения в 2013 году шестью процентами. После этого поручение начало отрабатывать Правительство РФ, где этой темой занимается вице-премьер Дмитрий Козак. В протоколе правительственной комиссии под его председательством прозвучала цифра 12%. Из чего исходила правительственная комиссия? Год состоит из 12 месяцев. При повышении с первого июля на 12% в среднегодовом исчислении получаем шесть процентов. Берется совокупный платеж по отношению к декабрю 2012 года.

Единый тарифный орган Челябинской области еще в конце 2012 года, руководствуясь законом, принял решение о сроках и размерах повышения тарифов в 2013 году…

— Согласно регламенту тарифной политики, до первого января регулятор должен установить тарифы на следующий год. Тарифы устанавливаются в соответствии с законами РФ на экономически обоснованном уровне.

Что значит «экономически обоснованный уровень»?

— Возьмем наиболее весомый платеж в коммунальной сфере — за тепло. В структуре этого тарифа около 70% — доля топливной составляющей: уголь, газ, мазут и так далее. Цену газа устанавливает федеральная служба по тарифам (ФСТ).

С первого июля цена на газ увеличилась на 15%. Получается, только через топливную составляющую рост тарифа на тепло составляет минимум 10%. Кроме этого, есть указ президента о повышении зарплат в реальном секторе экономики к 2018 году в 1,4-1,5 раза. Также существуют требования об учете при формировании тарифов отраслевых тарифных соглашений, которые заключаются профсоюзами и работодателями в сфере коммунального хозяйства и определяют минимальный уровень заработной платы. Это еще один фактор в формировании роста тарифа. Есть еще и ремонтные работы. Ежегодно повышается стоимость материалов, запасных частей, услуг. Таким образом, экономически обоснованный рост тарифа в 2013 году по сравнению с 2012 годом должен был бы составить не менее 17%.

Какие есть варианты снижения?

— Тарифные решения мы пересмотреть не можем. Они определены законами и пересматриваются один раз в год. Никаких новых законов и постановлений Правительства РФ, которыми мы смогли бы руководствоваться, не родилось. Протокол правительственной комиссии, в котором прописаны рекомендации, не является нормативным документом. Поэтому законных оснований взять и просто понизить тариф у нас нет. Для того чтобы его понизить, надо сократить одну из его составляющих: численность работающих уменьшить, прекратить делать ремонты, за газ не платить, зарплату снизить. Но этого нельзя делать. Мы пошли путем, который позволяет закон, — установили льготный тариф на тепло для населения. Понятно, в этом случае мы обязаны возместить организациям коммунального комплекса доходы, выпадающие по причине регулирования. Расчетная сумма возмещения организациям коммунального комплекса доходов, выпадающих по причине льготного тарифа для населения, составила 485 миллионов.

Это только на второе полугодие 2013 года, а льготные тарифы будут действовать до июля 2014 года…

— Значит, в бюджете будущего года вновь надо будет предусмотреть средства на эти цели. Причем сумма будет больше.

А разве бюджет может возмещать коммерческим организациям потери?

— Может, если это регулируемая сфера. Раз регулятор установил льготную группу потребителей, то он обязан возместить затраты до экономически обоснованного тарифа.

Со стороны депутатов Заксобрания при принятии законов о льготных тарифах и возмещении потерь от регулирования звучали претензии в адрес тепловых компаний, которые получают миллиардные прибыли, а им еще и компенсируют потери. Чем это объяснить?

— А вы представляете, сколько компании вкладывают денег в новую генерацию?

Думаю, там не одним миллиардом обходится…

— Совершенно верно. Реализуя инвестиционные программы, вкладываясь в развитие, они рассчитывают на возвратность этих денег. А это возможно только через прибыль. Другого инструмента возврата не существует, ведь в тарифах инвестиционная составляющая не заложена.

Депутаты поднимали также вопрос о нормативах, выражая недовольство их размерами.

— Раньше нормативы устанавливали муниципальные образования. Потом это стало полномочиями регулятора. Он ни на йоту никому не увеличил нормативы. Если вам не нравятся нормативы, ставьте приборы учета. Тем более федеральный закон № 261-ФЗ предписал всем поставить счетчики. Не поставил ты, установит ресурсная организация, а потом ты пять лет будешь с ней рассчитываться.

Приборы устанавливать на дом или свою квартиру?

— И на квартиру, и на дом. И тогда никаких претензий никому не надо будет предъявлять по поводу завышенных нормативов.

Почему льготные тарифы вводятся только на тепло?

— Тарифы на газ и электроэнергию регулирует федеральная служба по тарифам (ФСТ), а по воде законом не предусмотрено установления льгот для населения. Напомню, что 12% мы ограничиваем не отдельно взятые тарифы, а совокупный ежемесячный коммунальный платеж.

С первого июля должны были ввести нормативы за общедомовые нужды…

— Не рискнули.

Почему?

— Нормативы на общедомовое потребление вводятся впервые. Трудно будет объяснить людям, что плата по нормативам за общедомовое потребление не должна учитываться при подсчете размера повышения коммунальных платежей. Точно так же невозможно объяснить человеку, поставившему счетчик, что в отдельных домах возникает проблема. Бывает, что платеж за общедомовое потребление оказывается на уровне платежа за собственное потребление воды.

Нормативы решили не вводить, но платить за это общедомовое потребление все равно кому-то придется…

— Совершенно правильно. Сегодня все это в потерях ресурсоснабжающих организаций.

А платит-то кто?

— Гражданин.

Тот, который установил счетчики или тот, который проигнорировал требование закона?

— Те, кто платит по счетчикам, пока в проигрыше. Тут есть проблемы. Пока думаем, как их решить.

Урал-прес-информ. Ирина ПОВОЛОЦКАЯ.