Борис Омигов: Моя задача сделать так, чтобы завод работал успешно

Предприятия ОПК в России должны наращивать объемы выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Такую задачу поставил перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса страны Президент РФ Владимир Путин.

Рост выпуска высокотехнологичной продукции для гражданских нужд предприятиями ОПК президент назвал основной задачей отрасли и заявил о необходимости ускорить технологические обновления машиностроительного комплекса, активнее проводить диверсификацию ОПК, наращивать инвестиции в эту сферу. Вторая, не менее важная задача, поставленная президентом перед предприятиями машиностроительной отрасли, выпускающими общественный транспорт — снижение вредных выбросов.

В связи с этим губернатор Челябинской области Борис Дубровский распорядился создать специальную рабочую группу, которая выработает пути и механизмы перехода Челябинска на экологически чистый общественный транспорт. В ее состав войдут представители министерств дорожного хозяйства, экономического развития и экологии региона, а также администрации областного центра.

«Поручение Президента РФ Владимира Владимировича Путина по снижению выбросов от автомобильных выхлопов требует современных подходов к организации общественного транспорта в городах с тяжелым состоянием атмосферного воздуха. В его основе должен лежать транспорт на основе электропривода: трамваи, троллейбусы, электробусы», — подчеркнул Борис Дубровский.

В связи с этими поручениями президента активизировалась работа по развитию сотрудничества нашего региона и Госкорпорации «Роскосмос». Так, еще в марте нынешнего года губернатор Челябинской области Борис Дубровский и генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров обсудили эти вопросы, в том числе и вопросы развития трамвайной компетенции на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, перспективы совершенствования модельного ряда трамвайных вагонов и его сервисного сопровождения. Надо сказать, это обсуждение уже начало приносить реальные результаты.

Так, например, в Магнитогорске уже ждут поставки новых современных трамваев модели 71-623-02 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Эти трамваи город берет в лизинг у ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация», являющегося структурой Госкорпорации «Роскосмос».

По графику последний вагон прибудет в Магнитогорск к пятому декабря. Отметим, в настоящее время основной подвижной состав Маггортранса составляют вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода КТМ-5М3, спроектированные еще в 1965 году и выпускавшиеся в советское время. Износ трамвайного парка в городе составляет порядка 70%.

О перспективах развития трамвайного производства и других производств предприятия мы побеседовали с директором Усть-Катавского вагоностроительного завода Борисом Ивановичем ОМИГОВЫМ.

— Борис Иванович, почему выбрана именно такая форма поставки трамвайных вагонов в Магнитогорск?

— Для нас это нормальная, удобная форма. Дело в том, что у завода недостаточно оборотных средств. И, кроме того, заключение договоров на поставку комплектующих изделий — процесс небыстрый.

Эти обстоятельства не позволяют нам оперативно управлять выпуском трамвайных вагонов. Структура Роскосмоса, Объединенная ракетно-космическая корпорация, у которой большие возможности в плане продвижения нашей продукции, выступит в роли лизинговой компании. Мы уже заключили с ними договор о поставке 15 трамваев по лизингу в Магнитогорск.

ОРКК обещает нам также ритмично авансировать трамвайное производство, поставлять и помогать приобретать комплектующие изделия, а мы, соответственно, должны до конца этого года изготовить для Магнитогорска трамвайные вагоны.

— Почему не продажа, а лизинг?

— Дело в том, что на сегодняшний день трамвайные вагоны стоят дорого. В зависимости от комплектации — от 20 до 40 миллионов рублей. Частные компании трамваи у нас не покупают. Покупают только муниципальные органы власти, а у них, как правило, лишних денег нет. Лизинговые компании трамваи покупают у предприятий — заводов, а потом передают их в лизинг трамвайным депо.

То есть, мы имеем дело только с этими лизинговыми компаниями, а не с транспортными предприятиями. Наши трамвайные вагоны после изготовления мы передадим лизинговой компании, которая нам за них заплатит.

Почему так делается? Потому что у этих компаний есть средства, и они могут позволить себе давать долгосрочные кредиты. То есть могут отдать эти трамваи в трамвайные депо, которые потом, в течение, например, 20 лет, будут расплачиваться. А заводу, конечно, деньги нужны сразу. Мы столько лет ждать не можем. Поэтому-то и практикуется такая форма оплаты и поставки трамваев потребителям.

Нас это устраивает, потому что завод сразу же после поставки трамваев получает оборотные средства, а муниципальный орган получает трамваи и эксплуатирует их, рассчитываясь с лизинговой фирмой. Мы уже заключили договор на поставку 15 трамваев для Магнитогорска и сейчас прорабатываем договор на поставку 20 трамваев для Волгограда. И на следующий год у нас есть реальная перспектива поставки трамваев по лизинговой схеме.

— Куда? Есть уже какие-то планы?

— Это могут быть Челябинск, Златоуст, Красноярск. Мы получаем технические задания и делаем в соответствии с ними трамвайные вагоны по договорам с лизинговыми компаниями..

— Это проще?

— Конечно, проще, и позволяет нам четко планировать необходимое количество производства трамваев. Мы к тому же точно понимаем, что эти трамваи будут у нас обязательно выкуплены.

— Хотелось бы еще узнать ваше мнение по созданию транспортного кластера. Планы хорошие. Его создание выгодно заводу?

— Об этом много говорят и пишут. Этот вопрос рассматривался не раз. Скажу, что создание такого кластера будет, в первую очередь, выгодно для развития иных предприятий Челябинской области, но, к сожалению, не нашего. Почему? Потому что мы в этом кластере как головное на сегодняшний день предприятие, в принципе никаких привилегий иметь не будем. Об этом было заявлено и в протоколе совещания в Роскосмосе, поэтому мы сейчас просим областное правительство обратиться к Правительству РФ, чтобы изменить условия создания этого кластера так, чтобы у завода была заинтересованность в его создании.

— То есть кластер, как я понимаю, планируется создать для того, чтобы привлечь к созданию конечной продукции как можно больше предприятий нашего региона. Это, и малые, и средние, и крупные предприятия. Для области — это хороший плюс. А заводу тоже хотелось бы что-то иметь от этого.

— Конечно. Потому что у завода сейчас задача в дальнейшем развитии предприятия — и трамвайного производства, и других видов производств.

— А есть у завода такая перспектива?

— На сегодняшний день планы есть. И планы развития, и планы насыщения завода. Как трамвайного, так и второго производства.

— С чем связаны перспективы развития второго производства?

— Перспективы эти связаны с тем, прежде всего, что мы будем искать заказы для развития наземных инфраструктур космодромов.

— Как скажется, и скажется ли на перспективах развития завода введение в строй космодрома Восточный?

— Думаю, скажется, потому что, скорее всего, у нас появится возможность и на получение заказов на оснащение наземных инфраструктур этого космодрома.

— А двигатели?

— На сегодняшний день — нет. Рассчитывать на получение заказа на изготовление нового двигателя пока не приходится. Но мы будем обязательно загружать завод и в этом направлении — по изготовлению агрегатов автоматики для различных заказчиков.

— А по гражданской продукции?

— Конечно. В первую очередь, это касается той продукции, которую мы уже освоили. Это топливно-энергетические насосы, трамваи.

По трамваям надо сказать, что здесь очень активную позицию занял ОРКК. Это происходит по двум причинам. Первая — это реализация политики РФ и тех рекомендаций, которые дал Президент Владимир Владимирович Путин по диверсификации производства на предприятиях ОПК.

Вторая причина — это то, что, несмотря на успешное развитие в настоящее время предприятий оборонно-промышленного комплекса, мы понимаем, что это не будет, скорее всего, продолжаться долго. По этой причине руководитель Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Анатольевич Комаров и ставит задачу перед такими предприятиями как УКВЗ — уже сейчас активно развивать производство гражданской продукции.

— Не кастрюль, конечно, как было в 90-е годы?

— Конечно, нет. Речь идет о наукоемкой гражданской продукции.

— А сколько гражданской продукции в процентах сейчас выпускают на УКВЗ?

— Объем гражданской продукции на заводе на сегодняшний день — около 50 процентов.

— В Челябинске будет создано представительство ОРКК?

— Планы такие есть. И не только там, конечно.

— Понятно теперь, что завод, при условии выполнения всех этих планов, будет развиваться. А как быть с заработной платой? Она будет увеличиваться?

— Заработная плата определяется тем, сколько мы заработаем, она поэтому так и называется. Она зависит от двух факторов — от объема производства и от численности работающих на заводе.

Объем производства тоже зависит от нескольких факторов, в том числе и от ценообразования производимой продукции. К сожалению, ценообразование на оборонную продукцию регулируется государством, и цены на нее выше установленных регулятором, быть не могут.

А на гражданскую продукцию цена регулируется рынком, и повышать ее также нельзя по своему усмотрению. Регулирует цену на трамваи и правительство, потому что эту продукцию муниципальные органы хотят покупать у нас со скидкой.

Есть постановление Правительства РФ о том, что производители электротранспорта получают субсидию, то есть продают трамваи со скидкой, а правительство затем компенсирует им эти суммы скидок. Но нам при этом ставят условие, что цена трамвая в этом году не должна превышать прошлогоднюю больше чем на 6,5%.

Так и получается, что цену на продукцию, которую мы производим, мы не можем увеличить на большую сумму.

Поэтому нам надо увеличивать объем производимой продукции без увеличения количества работающих, для чего следует повышать производительность труда, снижать накладные расходы и так далее. Другого пути нет.

Могу сказать, что зарплаты будут все же повышены на 5-7%. Это в этом году. А в следующем, будет видно. Но производительность труда нужно повышать однозначно.

— За счет чего ее можно повысить?

— За счет организации производства.

— Сокращение работающих планируется?

— Перед нами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева поставил задачу — оздоровление производства и разработал план. Одной из составляющих этого плана стала оптимизация численности работающих. Мы эту оптимизацию уже провели, она коснулась около 350 человек с начала года. В основном это пенсионеры. По предприятию у нас сейчас средний возраст работников — 42 года. Это хорошая цифра. Мы будем делать упор на молодежь.

— Судя по вашему рассказу, вы вперед смотрите все-таки с оптимизмом.

— Иначе нельзя. Моя задача — сделать так, чтобы завод работал успешно. Генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» Алексей Григорьевич Варочко был у нас на предприятии и пообещал, что будет приезжать регулярно. Это еще раз говорит, что заинтересованность в развитии производства на УКВЗ есть у всех.

— Как вы работаете с местной властью? Я знаю, что у главы округа Сергея Диодоровича Семкова много планов.

— С главой округа Сергеем Диодоровичем Семковым у нас есть взаимопонимание, Мы совместно решаем вопросы благоустройства города, учебных заведений, детского оздоровительного лагеря. Завод помог городу в покраске школы №7.

— Такая помощь городу всегда кстати, и жители Усть-Катава ее сразу замечают и оценивают, конечно, положительно.

— Думаю, почти в каждой семье в городе кто-то работает на заводе, поэтому очень важно для заводчан и то, в каком состоянии на УКВЗ социальная сфера.

Есть у завода, например, бассейн, спортзал, они находятся на балансе предприятия и никакого дохода заводу не приносят, но мы их никому не собираемся отдавать. Наоборот, мы сделали цены для посещения самыми минимальными, чтобы в заводской бассейн могли приходить не только работники Усть-Катавского вагоностроительного завода, но и дети, и пенсионеры, и другие жители города Усть-Катава.

Есть у нас там и штат тренеров. Люди оценивают это очень положительно, поэтому, несмотря на то, что содержание бассейна и спортзала приносит заводу убытки, я донес до генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева наше мнение о том, что мы хотели бы продолжать содержать эти объекты. И генеральный директор поддержал меня.

— Я слышала, что вы и музей собираетесь воссоздать на заводе?

— Да, это так. Заводу более 250 лет, а музея у него нет. Так не должно быть. Я назначил директора музея, им стал Михеев Виталий Николаевич. Будет создавать музей на УКВЗ.

— Большое спасибо за столь подробные ответы, и — удачи вам во всех начинаниях.

Ольга БУЛАЕНКО.

Фото из открытых источников.

5 комментариев для “Борис Омигов: Моя задача сделать так, чтобы завод работал успешно

Обсуждение закрыто.