Усть-Катав, Златоуст, Озерск — «драйверы» развития Челябинской области

В Челябинской области продолжается активная работа по разработке стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года.

В правительстве Челябинской области прошло первое заседание Регионального стратегического комитета. «Одной из задач Комитета является подготовка предложений по разработке, реализации и актуализации целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Челябинской области. Также нам предстоит определить важнейшие задачи, базовые подходы к способам, этапам и формам их решения», — напомнил участникам заседания губернатор Борис Дубровский.

Под руководством заместителей губернатора действует семь отраслевых рабочих групп по разработке Стратегии-2035. Созданы и утверждены коллегиальные рабочие группы, в состав которых вошли представители депутатского корпуса, бизнеса, науки, общественных организаций, СМИ.

Следующим этапом в разработке Стратегии-2035 станет формирование образа будущего Челябинской области – приоритетных направлений, целей и задач социально-экономического развития региона. Органам исполнительной власти Челябинской области предстоит подготовить отраслевые предложения по приоритетам, целям и задачам социально-экономического развития региона до 2035 года, определить условия и факторы достижения целей, сформулировать задачи социально-экономического развития региона. Эта информация будет рассмотрена на следующем заседании Регионального стратегического комитета в августе 2017 года.

Наша газета попросила прокомментировать ход разработки Стратегии социально-экономического развития Челябинской области-2035 руководителя проектной работы и модератора Московской Школы Управления «Сколково» Бориса Марковича ОСТРОВСКОГО и Татьяну Олеговну СЕРОУС.

Комментарий Б. М. Островского.

О сути и подходах в организации программы развития моногородов в МШУ «Сколково».

По факту, то, что происходит на программе – это совсем не учеба, не какой-то академический процесс, а реальная живая работа по проектированию будущего развития города. Именно на программе управленческая команда города (в ее состав входят мэр, представитель градообразующего предприятия, инвесторы и, как правило, представитель региональной власти), исходя из реальных ресурсов города и региона, разрабатывает проектные предложения, которые затем превращаются в целостную программу развития города. И поскольку они разрабатывают ее лично и с перспективой, что именно им в дальнейшем предстоит ее реализовывать, в составе программы не может появиться «прожектерство», все идеи очень реальные, в процессе работы на программе они неоднократно обсуждаются с инвесторами, общественностью, отраслевыми экспертами, региональной властью и даже представителями федеральных органов власти.

В результате, начало реализации программы развития города по факту начинается уже в период ее детальной проработки, до официальной защиты. А затем происходит то, что мы отмечаем на примере трех вышеуказанных моногородов Челябинской области – проекты, которые выдвигает город, выходят за рамки этого города, они инициируют определенные мероприятия на региональном и даже на федеральном уровне, и делают это именно участники управленческой команды города.

Кстати, в этом и состоит цель федеральной программы развития моногородов – сформировать и развить команду города, способную по-новому мыслить и действовать, лично реализовывать разработанные проекты и менять ситуацию не только в городе, но и на более высоком уровне. А затем вовлекать все новых и новых участников в эту работу. И подход, который применяет Школа «Сколково», в сочетании с энергией участников программы и их реальным желанием работать над развитием своих территорий, приносят вот такие серьезные результаты.

О перспективах финансирования проектов, включенных в состав программ развития моногородов.

Во-первых, когда речь идет об инвестпроектах, в процессе разработки программы развития города инвесторы принимают активное участие: они либо включены в состав управленческой команды, либо с ними организуется тесное сотрудничество, и на выходе команда понимает, какие инвесторы готовы вкладываться в развитие территории, а для каких проектов необходимо целевое привлечение инвесторов. Разумеется, вопросы финансирования из регионального бюджета прорабатываются на уровне региональных правительств, и по итогам соответствующие проекты должны включаться в региональные программы, либо регион иногда разрабатывает новые программы с учетом предложений городов.

Аналогичный сценарий и на федеральном уровне, и мы четко видим на примерах Усть-Катава, Златоуста и Озерска, в какие федеральные программы необходимо включить соответствующие мероприятия, либо, как в случае с проектом развития городских систем общественного транспорта, который реализует Усть-Катав, речь идет о разработке новой федеральной программы, отражающей общую отраслевую концепцию и предусматривающей меры федеральной поддержки и финансовые ресурсы для того, чтобы в российских городах такие проекты могли реализовываться.

О новых масштабах, на которые выходят города в процессе разработки своих программ.

Важно отметить, что серьезные изменения ситуации в городе возможны только в случае включения города в какие-то более масштабные системы. Например, поменять ситуацию на Усть-Катавском вагоностроительном заводе невозможно без изменений в отрасли в целом. Златоуст в рамках проекта «Российская Оружейная Академия» уже говорит не просто об уровне городских мастеров-оружейников, а выстраивает международное сотрудничество, организует инновационную лабораторию, включается не только в глобальные процессы конкуренции, но и в новый тип сотрудничества, при котором у города появляется новый, более серьезный ресурс развития. И поскольку инициирует эти процессы и активно их продвигает именно городская управленческая команда, мы отмечаем, что города реально выходят на новый уровень развития и сами становятся серьезным ресурсом для развития своих регионов.

Об этом и был мой доклад на заседании Стратегического комитета в Челябинске – потому что три моногорода Челябинской области — Усть-Катав, Златоуст и Озерск — уже стали такими «драйверами» регионального развития.

Комментарий Т. О. Сероус:

В связи с началом работ по разработке Стратегии социально-экономического развития Челябинской области – 2035, хотелось бы отметить проекты развития моногородов Челябинской области, имеющие региональное и федеральное значение, которые безусловно должны стать частью региональной стратегии.

Подводя промежуточные итоги федеральной Программы развития моногородов, мы отмечаем первый положительный опыт реализации разработанных управленческими командами моногородов программ развития своих территорий. Челябинская область в этом контексте представлена уже тремя моногородами, разработавшими программы развития, предполагающие реализацию проектов, выходящих далеко за рамки самого города – имеющими региональное и даже федеральное значение — это Усть-Катав, Златоуст и Озерск.

Усть-Катав

В составе программы развития Уст-Катава центральное место занимает «флагманский» проект: «Создание комплексных городских систем общественного транспорта», направленный на комплексное переформатирование (модернизацию) городских транспортных систем в городах и агломерациях России, позволяющий создать в городах устойчивые транспортные системы на основе легкорельсового транспорта.

Реализация вышеуказанного проекта базируется на развитии компетенций градообразующего предприятия (Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова) и открывает перед Челябинской областью возможность сформировать мощный кластер в транспортном машиностроении, а также сосредоточить в регионе компетенции в области развития систем общественного транспорта (разработка транспортной составляющей градостроительного проектирования, изучение транспортных потоков, моделирование потоков и систем, проектирование инфраструктуры, инжиниринг, специализированные строительные предприятия, частный оператор по управлению транспортной системой и так далее, всего 18 видов экономической деятельности).

Поступательная реализация проекта даст заметные результаты как экономического характера, так и в плане улучшения комфорта проживания в городах для всей Российской Федерации. Достижимые максимумы объемов экономической деятельности, генерируемые проектом, оценены в 90 трлн. руб. в периоде на 30 лет. Кроме того, реализация проекта позволит развить в масштабе РФ принципиально новое перспективное направление «Транспортный инжиниринг», а также даст толчок к активному развитию концессионных моделей управления общественным транспортом. Таким образом, разработанный управленческой командой Усть-Катава проект выходит далеко за пределы муниципального уровня, и имеет большое значение в масштабах страны в целом.

При этом для градообразующего предприятия Усть-Катава (УКВЗ) в перспективе кардинально меняется ситуация: сейчас – это вечная проблема сбыта трамвайных вагонов в отсутствие у городов целостной схемы и модели развития общественного транспорта, и, как следствие – источника финансирования для приобретения подвижного состава, а в будущем – Усть-Катав станет центром проектирования таких систем для российских городов (а затем – и на экспорт), разрабатывая реально работающие модели, предполагающие решение городских градостроительных вопросов и устойчивую финансовую модель управления общественным транспортом.

В сентябре 2016 года проект был успешно защищен перед Правительственной комиссией и представлен Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалову.

В рамках организованной управленческой командой Усть-Катава при поддержке Правительства Челябинской области работы по консолидации отраслевого сообщества и формированию отраслевой позиции о необходимых направлениях системных изменений в организации работы общественного транспорта в российских городах, проект Усть-Катава получил поддержку ряда выдающихся отраслевых экспертов и был представлен Губернатором Челябинской области на заседании Госсовета по экологии в декабре 2016 г., по итогам которого Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение о расширении использования электротранспорта в городах РФ.

В рамках реализации поручения Президента РФ, осуществляется подготовка к заключению соглашения с ГК «Роскосмос», направленного на реализацию вышеуказанного проекта. Кроме того, принято решение о проведении в 2017 году Госсовета по развитию общественного транспорта для детального обсуждения необходимых мер по реформированию этого направления, в том числе в рамках реализации проекта, предложенного Усть-Катавом.

В настоящее время в рамках работы специально созданной федеральной рабочей группы, осуществляется подготовка к проведению Госсовета, при этом представители Усть-Катава входят в состав основных участников по подготовке заседания Госсовета. Отработка новой модели работы городского общественного транспорта в пилотном режиме будет осуществляться в трех городах Челябинской области: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст. В настоящее время осуществляется подготовка к заключению концессионного соглашения с основным инвестором проекта.

Златоуст

В составе программы развития Златоуста представлены три «флагманских» направления: Многофункциональный центр спортивной подготовки и реабилитации «Уральская Швейцария», Производственно-научный и туристический кластер на базе многофункционального оружейного центра «Российская Оружейная Академия» и развитие агломерации «Горный Урал».

Многофункциональный центр спортивной подготовки и реабилитации «Уральская Швейцария» предполагает усиление спортивной инфраструктуры территории за счет строительства Центра олимпийской подготовки «Уреньга», а также создание в Златоусте медицинско-реабилитационного «ядра» — Федерального центра спортивной реабилитации и межмуниципального хирургического комплекса. При этом, в реализацию проекта будут вовлечены все существующие объекты спортивной инфраструктуры Златоуста и Миасса, а также центр восстановительной медицины на территории Миасса. Кроме того, планируется увязать вышеуказанные объекты лыже-вело-пешеходной трассой «Азия-Европа-Азия». Таким образом, создается масштабная площадка всесезонной спортподготовки (много видов спорта, из них «якорные» – биатлон и лыжи), центр спортивной реабилитации на основе самых современных достижений высокотехнологичной медицины, как база для сочетания профессионального спорта, спортивного и медицинского туризма.

В настоящее время в России отсутствуют многофункциональные площадки, сочетающие возможности для подготовки по нескольким видам спорта и спортивной реабилитации – а именно в таком сочетании возможно существенное сокращение сроков возврата спортсменов к полноценным нагрузкам после травм.

При этом, «Уральская Швейцария» должна стать наивысшим стандартом уровня организации спортивной подготовки и предполагает применение самых современных достижений спортивной медицины. Поэтому Златоуст уже заключил соглашение с Инновационным центром Олимпийского Комитета России, в выборе технологий и оборудования будущего центра спортивной реабилитации принимают участие ведущие эксперты Федерального объединения спортивной реабилитации, ведутся переговоры с итальянским инвестором по реализации проекта.

В 2017 году завершается строительство 2-й очереди лыжного стадиона им. Светланы Ишмуратовой с биатлонным стрельбищем, разработан мастер-план многофункционального центра «Уральская Швейцария», осуществляются подготовительные работы для строительства межмуниципального хирургического комплекса.

Златоуст уже объявлен базовой региональной площадкой спортподготовки и спортивных соревнований по зимним видам спорта, и за первые четыре месяца с даты защиты программы развития города, в Златоусте проведено 5 всероссийских, 13 региональных и межрегиональных соревнований в 11 видах спорта, в которых приняли участие около 4,5 тысяч человек. Проект «Уральская Швейцария» поддержан олимпийскими чемпионами и шестью спортивными федерациями России по различным видам спорта, и Златоуст ведет с ними системную работу по формированию позиции «Уральской Швейцарии» как базовой площадки спортивной подготовки федерального значения.

Производственно-научный и туристический кластер на базе многофункционального оружейного центра «Российская Оружейная Академия» предполагает двухэтапную модернизацию действующих оружейных производств и открытие новых роботизированных оружейных производств, создание инновационной лаборатории металловедения, Школы оружейника и площадки исторической реконструкции на базе объектов промышленного и культурного наследия — Музей и историческая реконструкция «Арсенал» XIX — XX веков.

Уже определен инвестор по открытию производства режущего медицинского инструмента в Златоусте (сейчас страна полностью импортирует эти изделия). В рамках сотрудничества с французским городом-оружейником Тьером — побратимом Златоуста, изучаются возможности перевода существующих оружейных производств Златоуста на новые технологии.

Проводится работа по подготовке к реконструкции объектов культурного и промышленного наследия. Совместно с ЮУрГУ и оружейными предприятиями прорабатывается концепция многофункционального центра прикладных квалификаций с акцентом на образовательный потенциал оружейных компаний города.

Также важно отметить инициативу Златоуста по развитию агломерации «Горный Урал» как в части реализации крупных межмуниципальных проектов, основным из которых является «Уральская Швейцария», так и в части совместного развития объектов инфраструктуры и развития агломерационных связей в социальной сфере. Уже налажен системный обмен мероприятиями в социальной сфере между городами Златоуст и Миасс, выстроено сотрудничество в сферах образования, культуры, молодежной политики. Крупные событийные и тематические мероприятия планируются по принципу совместной работы всех творческих людей и коллективов обоих городов в рамках сценариев таких мероприятий. Решение Правительства области о строительстве новой межмуниципальной дороги Златоуст – Миасс в 2017 году, безусловно, ускорит процессы интеграции и позволит доступность социальных объектов и значимых мероприятий для жителей обеих территорий, а в перспективе – и для других городов в пределах агломерации.

Озерск

Программа развития Озерска предполагает усиление научно-интеллектуального потенциала города за счет построения принципиально новой модели развития человеческого капитала и организации работы с инновационными проектами.

При этом, в Озерске уже на первом этапе реализации программы развития предполагается запуск более 10 крупных инновационных проектов, многие из которых будут иметь значимый эффект на федеральном уровне.

Так, например, в результате строительства в Озерске Регионального центра облучательных технологий станет возможным возвращение в страну Мичуринской радиационной технологии обработки семян, которая повышает сохранность семенного фонда, всхожесть семян и урожайность на 40%. Успешная апробация данной технологии уже состоялась в Татарстане, и для ее внедрения в промышленном масштабе управленческая команда города Озерска совместно с региональным Правительством и ГК «Росатом» инициирует работу по внесению изменений в федеральное законодательство в сфере пищевой безопасности (уже состоялась презентация проекта в Минпромторге РФ, принято предварительное решение о его поддержке на федеральном уровне). Сейчас РФ импортирует семенной фонд, подготовленный по данной технологии, а лидерами в мире по ее применению являются США и Китай. Расчетный эффект от импортозамещения семенного фонда и повышения урожайности в масштабе страны составит более 80 млрд. руб. в год, а от применения радиационных технологий в обработке пищевой продукции – около 1,7 трлн. руб. в год.

Еще один проект на базе облучательных технологий – «Интеллектуальный рукав» для ЖКХ и нефтегазовой отрасли. Проект сделает возможным качественное и быстрое восстановление трубопроводов даже сложной конфигурации без осуществления раскопок, и только на примере ремонта труб в сфере ЖКХ это позволит сэкономить до 18,5 % бюджетных средств по сравнению с традиционным траншейным методом. Реализация данного проекта эффективна при переходе к управлению системами ресурсообеспечения города на концессионную модель, в связи с чем управленческая команда города Озерска проводит работу по реализации пилотного проекта с региональной командой, ответственной за переход муниципалитетов Челябинской области на концессию. Кроме того, идет подготовка к реализации масштабного проекта с применением «интеллектуального рукава» в городе Москва на 3700 км трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения.

Важно отметить, что реализация подобных масштабных инвестпроектов в Озерске – это лишь первый этап программы развития. Следующим этапом планируется сформировать в городе инновационную среду, когда состоявшиеся инновационные компании станут активными участниками работы по развитию интеллектуального капитала города. Озерск предложил региону реализацию пилотного проекта региональной программы «Я – Инженер», которая при поддержке регионального Министерства образования и науки может быть масштабирована на другие города региона. Цель программы – выстроить сквозную цепочку целевой подготовки в формате проектирования с раннего возраста, на основе принципов: Открытость, Гибкость, Обучаемость. Нестандартные формы работы с детьми, формирующие у них проектное мышление и настрой на реальный результат в творческой работе, целевой поиск передового опыта и сотрудничество с передовыми площадками – основа построения первого в стране масштабного, городского проекта «взращивания» интеллектуального потенциала. Студенты, погруженные в разработку конкретного проекта для конкретного инновационного предприятия весь период учебы и приходящие по ее завершении к заранее определенному работодателю для внедрения своего проекта и его дальнейшего развития – вот ставка города на развитие своего научно-производственного потенциала. И разумеется, программа предполагает запуск специального блока работ «Бизнес-акселератор» (сопровождение инновационной идеи от ее зарождения до реализации) и мотивационной программы общественного признания «Сделано для Озерска».

Защита программы развития Озерска перед федеральной комиссией состоится в Московской Школе Управления «Сколково» 22 июня 2017 года, а Усть-Катав и Златоуст успешно защитили свои программы развития в конце 2016 года, и за прошедшие с этого времени несколько месяцев уже добились реальных результатов по реализации своих проектов, заметных на федеральном уровне.

В связи с этим, представители Усть-Катава и Златоуста приглашены выступить 21 июня 2017 в МШУ «Сколково» с докладами перед управленческими командами других моногородов из различных регионов нашей страны, поделиться опытом реализации программы развития моногорода, решениями по организации работы и реализации мероприятий на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

Наиболее важным результатом работы управленческих команд моногородов Усть-Катава, Златоуста и Озерска стало формирование проектов, значимых для развития региона в целом, способных не только кардинально поменять сценарий жизни в самом городе, но и внести существенный вклад в региональное развитие и вывести регион на новый рубеж на федеральном уровне. Поэтому такие проекты, несомненно, должны получать приоритетную поддержку и содействие с позиции региона, являясь неотъемлемой частью стратегии развития Челябинской области.

Ольга БУЛАЕНКО.

Фото Евгения САМОЙЛОВА.

Один комментарий к “Усть-Катав, Златоуст, Озерск — «драйверы» развития Челябинской области

  • 03.04.2023 в 16:18
    Постоянная ссылка

    988175 105258Your talent is actually appreciated!! Thank you. You saved me lots of frustration. I switched from Joomla to Drupal to the WordPress platform and Ive fully embraced WordPress. Its so significantly easier and easier to tweak. Anyway, thanks again. Awesome domain! 248173

Обсуждение закрыто.