Сергей СЕМКОВ: «Надо создавать в округе новые производства».

В Москве прошло заседание рабочей группы представителей Государственной корпорации «Роскосмос» и правительства Челябинской области.

На заседании обсуждались вопросы взаимодействия «Роскосмоса» с предприятиями ракетно-космической отрасли, работающими в регионе, а также сотрудничества с органами госвласти и местного самоуправления. В работе совещания принял участие глава Усть-Катавского городского округа Сергей Семков. Он рассказал нашей газете об итогах своей поездки в Москву.

— Сергей Диодорович, для чего создавалась рабочая группа, и кто вошел в нее?

— Еще в мае губернатор Челябинской области Борис Дубровский встречался с генеральным директором Госкорпорации «Роскосмос» Игорем Комаровым. На этой встрече они договорились о создании рабочей группы, в которую вошли бы специалисты от Государственной корпорации «Роскосмос» и регионального правительства.

Рабочая группа была создана для оптимизации ситуации в трех моногородах -Усть-Катаве, Златоусте и Миассе, где присутствуют предприятия госкорпорации. В процессе работы возникло много вопросов, и их нужно было решать, поэтому министр экономического развития Челябинской области и его первый заместитель Ирина Акбашева инициировали заседание, и оно состоялось.

В рабочую группу вошли ее руководитель — заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров, директор Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами Госкорпорации «Роскосмос» Александр Захаренко, а также руководители основных предприятий, которые относятся к Роскосмосу, на территории Челябинской области и главы трех городов.

— Какие вопросы рассматривались в ходе заседания?

— Одним из ключевых вопросов встречи стало обсуждение механизмов поддержки моногородов Челябинской области путем создания территорий опережающего социально-экономического развития — ТОСЭР. Сейчас идет работа по созданию экспертной группы, куда войдут представители правительства и «Роскосмоса». Эта группа займется поиском резидентов и инвестиционных проектов для их реализации в будущих ТОСЭР. Планируется подготовить заявки и направить их на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ до октября этого года.

— Создание ТОСЭР подразумевает уход от монозависимости, то есть надо создавать новые промышленные производства в округе.

— Да, это так. УКВЗ для реализации этого проекта не должен оставаться единственным промышленным предприятием в округе. На существующей базе нужно создавать другие производства — от производства комплектующих для производства трамваев, до отельных элементов транспортной системы.

Работа ведется сейчас по всем направлениям, мы составляем дорожную карту и по ТОСЭР в нашем городском округе, и по выходу на рынок с комплексными транспортными системами.

— Этот вопрос тоже рассматривался на заседании рабочей группы?

— Были рассмотрены варианты создания единого электротранспортного кластера на базе Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С. М. Кирова — филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Создание такого кластера подразумевает по-мимо производства трамваев создание инжинирингового центра – отдельного предприятия, которое может размещаться как на территории завода, так и за его пределами, на территории Усть-Катава. Основная функция такого центра -разработка типовых транспортных решений по модернизации городских транспортных систем на базе рельсового транспорта, так как роль компаний-производителей трамвайных вагонов – одна из самых важных при реализации инфраструктурных проектов по развитию трамвайных сетей в городах.

— Почему это связано с Роскосмосом?

— УКВЗ входит в холдинг ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», который в свою очередь входит в Госкорпорацию «Роскосмос». Сегодня Правительством России поставлена задача перед Госкорпорацией по коммерциализации производства и развитию гражданского сектора. УКВЗ имеет большой потенциал в данном плане, так как, во-первых, структура портфеля заказов УКВЗ сбалансирована, во-вторых, будущее в российских городах — за магистральным общественным транспортом, то есть трамвайным, в-третьих, как показывает мировая практика, сегодня иностранные производители предлагают городам комплексные решения «под ключ», а это большой потенциал для развития новых видов услуг и производств как для Усть-Катава, так и для предприятий, входящих в структуру Роскосмоса. И основным элементом, без которого реализация таких проектом невозможна, является инжиниринговый центр, который и требуется создать.

— Какие еще вопросы рассматривала рабочая группа?

— Надо сказать, что в основном решались вопросы по Усть-Катавскому ГО. Рассматривали, например, подготовку проекта соглашения между Госкорпорацией «Роскосмос» и Правительством Челябинской области, обсуждали план по организации сотрудничества, в котором пошагово запланированы мероприятия. Этот план по совместной работе в моногородах будет приложен к соглашению между правительством Челябинской области и Роскосмосом. Была достигнута договоренность, что это соглашение мы подпишем в сентябре.

Кроме того, стороны пришли к единому мнению о необходимости открытия в регионе представительства Госкорпорации «Роскосмос». Это тоже, считаю, очень важно для выстраивания системной работы и ускорения решения вопросов по проектам.

— Вы, по моему мнению, очень активно участвуете во всех процессах, которые касаются УКВЗ.

— Иначе быть не может, ведь глава округа в ответе и за те предприятия, которые находятся на территории ГО. А завод к тому же – предприятие государственное. Вообще, за все, что происходит в округе, в Правительстве Российской Федерации и региона спросят с меня, поэтому я и стараюсь во все вникать. Кроме этого, в сентябре прошлого года мы защитили перед первым заместителем Председателя Правительства РФ И. И. Шуваловым программу по развитию города Усть-Катава, где основной флагманский проект связан с деятельностью УКВЗ. Реализация программы контролируется Фондом развития моногородов и Правительством Российской Федерации.

— А как идет у вас работа с УКВЗ? Есть взаимопонимание?

— Директор УКВЗ, Борис Иванович Омигов, человек у нас новый, но что мне понравилось – он сразу же стал интересоваться, чем завод может помочь жителям города, предлагать конкретные дела, активно участвовать в жизни города.

— То есть, возможно, что, как и в прежние времена, силами завода будут проводиться субботники, решаться вопросы благоустройства?

— Думаю, да. Например, покрасить фонарные столбы вдоль дамбы, предложил директор УКВЗ. Обратился я к нему с просьбой помочь покрасить нашу школу №7, и этот вопрос был решен: завод даст вышку и работников, а мы закупим краску. Проект уже проработан и согласован. Пока покрасим только фасад, а затем все остальное.

В этом году мы защитили проект по созданию на пришкольной территории стадиона. На будущий год, думаю, мы должны его построить. Это будет один из лучших стадионов в области, и деньги на его строительство уже выделены. Такому быстрому решению вопроса помогло то, что мы вошли в федеральную программу, и нам очень помог министр физической культуры и спорта Челябинской области Леонид Одер.

— Сергей Диодорович, а как продвигается создание агрокомплекса на территории округа?

— Нам уже точно выделяются деньги на агрокомплекс – 1 млрд 580 млн. Это самая большая сумма в истории моногородов. Но, думаю, было бы неправильно, чтобы агрокомплекс стал главным предприятием в нашем ГО. У нас богатая, вековая история и мы гордимся нашим заводом, его продукцией.

— Будем надеяться, что брендом Усть-Катава останется трамвай, и спасибо за подробные и содержательные ответы.

Ольга БУЛАЕНКО.