«Открытость» экономики закрытого города

 

260620144В социально-экономическом развитии любого муниципального образования Российской Федерации важнейшую роль играют благоприятный инвестиционный климат, организация и возможность свободного предпринимательства, различные формы совместного предпринимательства, разумная доступность капитала, товаров, технологии, рабочей силы, информации.

Так, например, активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики муниципального образования, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг.

Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность территории.

Предприниматели и инвесторы оценивают такие факторы, как качество рабочей силы, экономическая структура, местная база знаний, налоговый и инвестиционный климат (особенно уровень местных налогов), телекоммуникации, международная доступность, близость рынков и наличие финансовых ресурсов.

Муниципальное образование «Город Трехгорный» является одним из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Госкорпорации «Росатом». Экономика города Трехгорный носит достаточно закрытый характер.

На территории города федеральным законодательством предусмотрен ряд ограничений, которые существенно снижают его инвестиционную привлекательность. Это:

— ограничение на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;

— ограничение на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

— ограничение на создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;

Существуют ограничения по доступу к земельным ресурсам, так как земельные участки изъяты из оборота. Доступ к земельным участкам возможен только на правах аренды, в том числе долгосрочной (на 49 лет).

Эти ограничения негативно сказываются на рынке труда, на который затруднен доступ для граждан, не проживающих на территории ЗАТО, на потребительском рынке, где спрос формируется только жителями города Трехгорного и на инвестиционной активности.

Смысл негативного влияния ограничений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на территории ЗАТО, на инвестиционную активность заключается в том, что целенаправленное воздействие иногороднего инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций не позволяет этому инвестору получить гарантированный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений. Процесс приобретения контроля за эффективностью вложений требует в качестве условия, чтобы основная деятельность объекта инвестиций была доступна для проверки инвестором в любой момент. Прежде чем вкладывать капиталы в реализацию проекта, инвестор предварительно должен быть уверен, что он сможет контролировать создание и реализацию стратегии проекта.

На территории ЗАТО ограничена возможность привлечения иногородних специалистов, что ограничивает потребность инвестора целенаправленно воздействуя на расстановку руководителей в соответствии с их управленческими способностями, повышать надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью собственных капиталовложений. Если инвестор не чувствует своей способности контролировать вложенные средства, инвестиции им направляться не будут.

Ключевые свойства инвестиционной привлекательности объектов на территории горда Трехгорного могут создаваться только решением Правительства РФ. По поручению Президента РФ Владимира Путина разрабатывается комплексная программа развития закрытых городов России. На основе социальных, финансовых и иных показателей и с учетом планов Госкорпорации «Росатом» по развитию своих предприятий Органы местного самоуправления городского округа обязаны активно участвовать в работе над этими документами.

Остается только надеяться, что вместе с принятием Комплексной программы развития закрытых городов России, будут сформированы механизмы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность территорий ЗАТО.

В противном случае выполнение инвестиционных мероприятий, заложенных в разрабатываемой программе, в значительной мере будет зависеть от бюджетных финансирований и средств Госкорпорации «Росатом». Привлечение крупных сторонних инвесторов на территорию ЗАТО вряд ли сможет быть осуществлено.

Анатолий СЕСИЦКИЙ.