Николай ЛУБЕНЕЦ: «Людям была нужна такая поддержка»

Пятнадцать лет назад был создан новый механизм поддержки ЗАТО и работников Минатома РФ

В ноябре 2014 года исполнилось 15 лет с момента принятия одного исторического для закрытых городов Минатома РФ решения.

Когда команда реформаторов пришла к управлению страной, у нее, разумеется, были благие намерения. Но тезис «рынок отрегулирует экономику» не сработал. Именно тогда было принято федеральное законодательство, дающее право органам местного самоуправления ЗАТО предоставлять налоговые льготы предприятиям для привлечения инвестиций на эти территории.

 

Законодатели понимали, что другой поддержки в той экономической ситуации оказать было невозможно, а при ином раскладе удержать под контролем ситуацию в ЗАТО не удалось бы. Ведь многие уже забыли, что атомщикам в те годы не выплачивалась зарплата, и целые делегации стояли зимой у стен Минатома. Будучи президентом Ассоциации ЗАТО, членом Совета при Президенте РФ, мэром Трехгорного, я хорошо знал ситуацию в закрытых городах. Понятно, что всякая система хороша для своего времени, и у каждой из них есть определенный жизненный цикл. Она может отработать несколько лет, а потом обязательно должна быть трансформирована в какую-то другую модель экономических отношений.

Вот такая «модернизированная» система и появилась у российских ЗАТО в канун 2000 года. Как появилась? Однажды, поздним вечером, когда я вел прием горожан в своем кабинете (администрация Трехгорного работала в те годы допоздна), из приемной вице-премьера Виктора Борисовича Христенко раздался звонок, и меня обязали быть в Москве в 11 часов утра. В назначенное время я был в Доме правительства.Часа два продолжался наш разговор с Христенко. Один на один. Обсуждали возможность отмены налоговых льгот на территории всех российских ЗАТО. Как президент Ассоциации ЗАТО Минатома, я сказал, что эта тема с коллегами – мэрами не обсуждалась. Что касается моей личной позиции, я — за корректировку федерального законодательства. Договорились о том, что существующую систему льготного налогообложения для ЗАТО, действовавшую пять лет, надо менять, так как она себя изжила. Но как менять? На что менять?

Разговор на эту тему продолжился на совещании с участием: А. П. Починка – министра по налогам и сборам РФ, М. М. Касьянова – министра финансов РФ, А. Л. Кудрина – первого заместителя министра финансов РФ, Л. Д. Рябева – первого заместителя министра Минатома РФ. С каждым из них я был знаком, и они меня знали. Здесь же присутствовали Н. А. Волынец – руководитель Ассоциации ЗАТО минобороны, А. В. Опланчук — глава Снежинска, В. И. Горбачев – депутат Госдумы по Кыштымскому избирательному округу.

Совещание Христенко начал с жесткой критики неправомерного, на его взгляд, предоставления льгот отдельными закрытыми городами. Нам, руководителям Ассоциаций ЗАТО, было выдвинуто требование – подписать протокол о согласии на отмену действующего законодательства по льготному налогообложению. В перерыве со Львом Дмитриевичем Рябевым мы обсуждали новые варианты механизма поддержки наших ЗАТО. И один из вариантов поддержки, а он уже витал в то время в коридорах Минатома, — увеличение количества дополнительных выплат к пенсии работникам, трудившимся долгое врема на отдельных производствах градообразующих предприятий.

Он предложил Ассоциации поддержать эту инициативу взамен отмены льгот. Тогда же возникла идея развивать наши территории в соответствии с программами социально-экономического развития при финансовой поддержке Минфина РФ. На совещании мы предложили оба варианта развития событий. Христенко ответил, что не готов дать немедленный ответ на наше предложение и перенес совещание на следующий день.Этот вопрос мы обсуждали почти неделю, то в Правительстве РФ, то в Минфине, у Кудрина, то большим составом, то малым, и пришли к выводу, что систему надо менять, но без ущерба для развития закрытых городов.

В итоге нами был подписан протокол о том, что: первое — механизм льготного налогообложения в ЗАТО отменяется с 2000 года; второе — в Сарове и Снежинске льготы на 2000 год остаются — в качестве эксперимента, но ограничиваются двумя миллиардами рублей; третье — в течение 6шести месяцев органы МСУ ЗАТО разрабатывают, предоставляют в Правительство РФ проекты долгосрочных Программ социально-экономического развития и утверждают их на федеральном уровне; четвертое — в течение шести месяцев готовится Указ Президента РФ «О дополнительных мерах поддержки работников Минатома».

Подписанный нами протокол А. Л. Кудрин срочно повез в Госдуму. Оказывается, депутаты ждали этот документ для принятия федерального бюджета на 2000 год. Все, что было решено нами в те ноябрьские дни 1999 года, сбылось. Долгосрочные Программы социально-экономического развития стали главным механизмом поддержки ЗАТО!

А 23 августа 2000 года вышел Указ Президента РФ № 1563 «О неотложных мерах поддержки…» (документ о дополнительном материальном обеспечении работников градообразующих предприятий). И уже более 14 лет тысячи работников градообразующих предприятий российских ЗАТО получают материальную поддержку под названием ДМО. Честно говоря, очень рад тому, что в те дни нам удалось это сделать. Людям была нужна такая поддержка.

Николай ЛУБЕНЕЦ.

3 комментария для “Николай ЛУБЕНЕЦ: «Людям была нужна такая поддержка»

Обсуждение закрыто.