Не всякое «убывание моногородов» полезно для страны
Первый кризис в первых горнозаводских моногородах длился несколько десятилетий.
И если применить известную теорию «длинных волн», разработанную русским экономистом Н. Д. Кондратьевым (циклы подъема и спада в экономике составляют 40 — 60 лет), наши горнозаводские моногорода впишутся в эти циклы.
Например, в центре очередных реформ моногород Катав-Ивановск, успешно реализовавший когда-то железоделательный проект, оказывается только в 1880-е годы. Новый хозяин заводов К. Э. Белозерский-Белосельский перестраивает все свои предприятия и налаживает рельсопрокатное производство для железных дорог России и Европы! После пятидесяти кризисных лет здешние моногорода становятся эталоном развития экономики и социальной сферы в условиях российской действительности. Здесь даже появляется первая в стране телефонная линия! Бывали годы, когда предприятия продавали на отечественных и западных рынках до миллиона пудов стальных рельсов. С 1892 года львиная доля продукции катав-ивановского завода идет на возведение Транссибирской магистрали.
Но капиталистическим оазисом Катав-Ивановск был не больше двадцати лет. Все изменил мировой экономический кризис. В начале 20 века цены на железо упали. Рельсопрокатное производство стало убыточным. Продукция катав-ивановского завода начала оседать на складах предприятия. На банальный вопрос «Что делать?» промышленник находит оригинальный ответ. Белозерский-Белосельский решает пустить залежавшуюся продукцию своих предприятий на строительство железнодорожной ветки от станции Вязовая до собственных заводов. Каким-то немыслимым способом, в разгар экономического кризиса, он умудряется выбить государственный заказ на поставку своей продукции самому себе! Авантюра князя позволила отсрочить кризис в этих местах на несколько лет. Белозерский-Белосельский обеспечивает все свои предприятия, а значит и тысячи жителей этого горного края, стабильным заработком на целых четыре года! Завершив сложнейшее строительство, он передает свои предприятия в аренду бельгийцам на 60 лет. За несколько лет заводы приходят в упадок и закрываются 12 июля 1908 года.
Остановка двух крупнейших на Южном Урале предприятий, кормивших 56 тысяч человек, стала настоящей катастрофой. Российские власти реагируют на это немедленно, предоставляя населению новый «госзаказ»: заготовка леса. Около семи тысяч бывших заводчан осваивают новое для себя ремесло. Кроме того, правительство поощряет создание малых предприятий. В моногородах открываются маслобойни, частные кузницы и литейные цеха, столярные мастерские и торговые лавки. А через шесть лет градообразующее предприятие возобновило свою работу, реализуя совершенно новый проект! Бывший железоделательный завод освоил выпуск цемента (в 1910 году рядом с окрестными заводами геологи обнаружили залежи мергеля).
Во время революционных потрясений и гражданской войны все заводы округи снова замирают на много лет. Очередной мощный толчок в развитии этих территорий будет связан с великим переселением народов и предприятий под названием «эвакуация».
Во время войны в каждом горнозаводском моногороде получают постоянную, как выяснится позже, прописку несколько оборонных предприятий и сотни специалистов с «большой земли». Это обстоятельство круто изменит жизнь бывших металлургов. Почти сорок лет, до 1995 -1996 годов «оборонка» будет кормить население огромной территории. Именно с этим «проектом» государства связан лучший период в истории многих горнозаводских городов. Пик их развития приходится на 70-е, 80-е годы двадцатого века.
С 1774 года до 1990 (91) заводы в таких городах Южного Урала были главной властной структурой и подчинялись только своим министерствам в Москве. Все, что полезно для предприятия, что обеспечивает его существование, считалось благом. Все, что находилось вне центра притяжения — неизбежным злом, с которым приходилось мириться. Директор завода имел огромные полномочия. Вся городская инфраструктура находилась в его руках (строительство и распределение жилья, детские сады, школы, больницы, дворцы культуры, связь, дороги). Руководству предприятия, в свою очередь, каждое решение приходилось согласовывать с «центром», даже если речь шла о прокладке канализационной трубы. Особенно тяжело выбивались в министерствах объекты социальной сферы. Вот поэтому облик старых уральских городов-заводов почти не изменился за 270 лет.
Николай ЛУБЕНЕЦ.