Подделка агрегатов для ракет?!

Усть-Катавский вагоностроительный завод оказался замешан в скандале с подделкой агрегатов для ракет, которые, не имея лицензии, производило в Самаре ООО «Энком».

Как стало известно из сообщения СУ СК РФ по Самарской области от 22 ноября, по материалам УФСБ России по Самарской области возбуждено два уголовных дела в отношении заместителя главного конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро» (ВКБ) Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере».

«Эх, Самара, городок…»

Фигурантом уголовного дела стал заместитель главного конструктора волжского филиала РКК «Энергия» Михаил Фирстов. По версии следствия, в 2008 году ЗАО «ВКБ» РКК «Энергия» было поручено разработать конструкторскую документацию, обеспечить изготовление и поставку оборудования для разрабатываемых и эксплуатируемых ракетно-космических комплексов. В октябре 2009 года подозреваемый решил использовать свои полномочия в личных интересах. Он создал организацию ООО «Энком», учредителем и сотрудниками которого стали его родственники. Затем подозреваемый убедил генерального директора ВКБ заключить с ООО «Энком» договор на изготовление некоторых комплектующих и перечислить на расчетный счет общества более 14 миллионов рублей. Как выяснилось, речь идет о двух блоках холодной продувки для армейских устройств и агрегате заливки терморегулирования и вакуумирования в рамках модернизации ракеты «РН-Союз».

ООО «Энком», не имея необходимой лицензии, изготовило агрегаты для ракет, за что получило денежные средства на сумму свыше 14 млн. рублей. Нелегальную продукцию фирма производила в трех арендованных в Самаре гаражных боксах. После изготовления продукция была направлена Усть-Катавский вагоностроительный завод и выпущена под маркой этого предприятия. 

— Фирстов договорился с Усть-Катавским вагоностроительным заводом, который имеет лицензию на производство военной и космической техники, чтобы провести там испытания. Изделия доставили на УКВЗ, и без участия местных рабочих сотрудники «Энергии» якобы провели испытания, подготовили на них формуляры, поставили все подписи и печати, — рассказал по телефону нашей газете прокурор по надзору за выполнением законов на особо режимных объектах Самарской области Владимир Миронов.

Далее, по его словам, детали передали в Москву и Байконур, где и выяснилось, что они поддельные. Михаила Фирстова отстранили от занимаемой должности.

«Не виноватая я!»

А на этой неделе, по сообщению первого областного информационного сайта 1obl.ru, появились новые подробности истории о поддельных деталях ракет, которые производились в самарских гаражах.

Как выяснили следователи, на Усть-Катавский вагоностроительный завод детали для ракет действительно попали из обычного самарского гаража. В Усть-Катаве на поддельные детали просто оформляли документы. По версии следствия, подписал акты приемки блоков для ракетных двигателей, которые, как выяснилось впоследствии, оказались контрафактными, военный представитель Минобороны РФ подполковник Алексей Горбунов.

По предварительным оценкам, ущерб от его действий, связанных с подделкой агрегатов ракет составил более 4,3 млн. руб. Это, однако, не помешало ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева доработать детали после неудавшихся испытаний.

В настоящее время, по сообщению старшего помощника прокурора Центрального военного округа Алексея Окатьева, Чебаркульским военным следственным отделом СКР в отношении Алексея Горбунова возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий (ст. 286 УК РФ).

— Начальник военного представительства подполковник Алексей Горбунов, который аккредитован на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, достоверно знал о том, что на заводе работы по изготовлению блоков не проводились. Тем не менее, он подписал документы о приемке изделий и их соответствии условиям технической документации, на основании которых завод получил оплату за выполненные работы. Между тем автономные испытания блоков ракетных двигателей, на самом деле изготовленных в кустарных условиях сторонней организацией, выявили их неработоспособность, в связи с чем государству причинен предварительный, повторяю еще раз, предварительный материальный ущерб в размере более 4,3 млн. рублей, — сказал помощник военного прокурора Центрального военного округа Алексей Окатьев корреспонденту Business FM (1obl.ru).

Ему же директор предприятия Павел Абрамов сказал, что на Усть-Катавском заводе изъяли всю документацию, связанную с этим заказом, добавив, что на вагоностроительном заводе никто не подозревал о том, что фирма-партнер действует по мошеннической схеме: «Действительно, испытания проводились на нашем предприятии, по договору, как и положено. Они нам заплатили за испытание, мы им испытание сделали. В чем сговор-то? Сговор — это когда двое о чем-то сговорились. О чем сговорились? Мы бы сами тогда незаконно производили, зачем на самарском предприятии? И вообще, это не дело усть-катавского завода, знать, кто, что, где сделал. Это не наш предмет. Изъяли все документы, связанные с этим. Ну, что они могут там найти? Договор, платежное поручение, по которому они с нами рассчитались, все».

Снова «стрелочник»?

Однако, по сообщению Business FM, коллеги Абрамова по оборонно-промышленному комплексу не верят, что такая афера могла пройти втайне от руководства предприятия. Комментарий дал председатель отраслевой комиссии «Промасса» по ОПК Вячеслав Шестопалов: «Такие вещи не могут теоретически даже пройти без ведома директора завода. Учитывая, что завод режимный, любой металл, любое изделие, тем более специфическое, попадающее на территорию режимного предприятия, должно проходить только с ведома руководителя завода, это естественно. Тем более, насколько я понимаю, изделия не дешевые, компоненты серьезных узлов и агрегатов. И мне просто в данной ситуации непонятно, зачем козлом отпущения выставляют бедного военпреда, который наверняка действовал по просьбе или под давлением руководства предприятия, насколько я понимаю».

Об этом же в телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты заявил и прокурор по надзору за выполнением законов на особо режимных объектах Самарской области Владимир Миронов: «С ООО «Энком» Усть-Катавским вагоностроительным заводом был заключен договор. Такие документы, как известно, подписывает директор предприятия, который обязан знать о происхождении продукции, выпущенной впоследствии под маркой УКВЗ. Если же он уверяет, что все произошло без его ведома, то, наверное, есть смысл задуматься о его соответствии занимаемой должности».

Брак деталей был выявлен при испытании на космодроме Байконур. В корпорации «Энергия» говорят о большом ущербе. Пострадали как финансы космического комплекса страны, так и его репутация. Добавим — пострадала, несомненно, и репутация УКВЗ, которая в былые годы всегда была на высоте. К сожалению, нынешнее руководство предприятия, видимо, не слишком это беспокоит. Стоит вспомнить, как всего несколько лет назад завод оказался втянутым в нехорошую историю со сливом токсичных отходов в реку Юрюзань. «Неужели и на этот раз найдут «стрелочника»?», — спрашивают устькатавцы.

Ольга БУЛАЕНКО