Михаил Журенков: Гармонь не умрет

Концерт, который состоится через неделю в усть-катавском Городском дворце культуры, обозначит сразу несколько юбилеев семьи Журенковых.

Самый, думаю, значимый, — это тридцатилетие концертной деятельности основателя семейного ансамбля Журенковых — Михаила Николаевича. Несмотря на множество забот в преддверии праздника, Журенковы нашли время, чтобы встретиться со мной и рассказать читателям нашей газеты о своем ансамбле.

— Михаил Николаевич, мечтали ли когда-нибудь, что выйдете на сцену с сыновьями?

— Да, с семнадцати лет мечтал, и вот уже пять лет, как мы на сцене все вместе, — широко улыбнулся Михаил. – А тогда работал в инструментальном цехе №10 УКВЗ. Ежегодно, весной, в Усть-Катаве проходил городской смотр художественной самодеятельности. Вместе с Александром Викторовичем Чепуровым я аккомпанировал участникам конкурса и думал, что если у меня будут дети, то постараюсь, чтобы они играли на гармошке и пели.

— Когда сами стали играть на гармони?

— У меня такое ощущение, что я родился с любовью к русской народной песне. Детство прошло в Орловке, с бабушкой. Пять сестер-старушек, бабушка в том числе, с утра обязательно молились. Было за кого, ведь они пережили войну и потеряли близких. Вечером бабули собирались чай пить и пели акапельно. Как пели! Такое разноголосье! Бывало, забегу за печку и плачу, не могу равнодушно пережить их проникновенную песню. До сих пор помню некоторые из тех песен. Мог бы и сейчас сыграть на гармошке.

Возвращаясь к заданному вопросу: образование все мое заключалось в том, что в пять лет на гармони играл, в 12 — на баяне. Сам учился. Вначале совсем малышом смотрел на соседа дядю Сашу Мурыгина, как только он брал гармошку и начинал играть. Донял отца, плакал, чтобы купили гармошку. Когда начал учиться играть, представляете, чуть из-за гармони выглядывал. Нос прищемлял постоянно мехами, поэтому видно в сторону и теперь голову поворачиваю, когда играю. Впрочем, все гармонисты так делают.

В четырнадцать лет двоюродного брата в армию провожали, так я на гармошке наяривал песни из репертуара Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и других, популярных тогда исполнителей. На проводах был Черепанов Юрий Александрович и неотрывно за мной наблюдал. Восхищался: «Так играешь без фальши! Где учился?». Он уговорил родителей отправить меня в музыкальную школу. В ноябре, когда учебный год в разгаре был, приняли без экзаменов. Однако хватило меня на полгода. Очень не понравилось учиться. Я уже очень сложные мелодии выводил, а тут что-то из пяти нот предлагали играть.

— Михаил Николаевич, что для вас гармонь?

— Это поддержка моя на протяжении всей жизни. В армии служил на китайской границе связистом. Так тоскливо было поначалу вдали от родных! Спустя месяц прислали мне гармошку. Поехали на учения — и гармошка со мной. На учениях рота показала себя очень хорошо, и в награду нам подарили баян. С тремя сослуживцами организовали ансамбль: баян, гитара и ударник. Тяготы службы как-то сгладились.

В 1988 году, во время празднования юбилея Усть-Катав, проводился конкурс гармонистов. Во дворце битком, яблоку негде упасть, такого еще не было. Участники, нас было двадцать гармонистов, каждый под своим номером, исполняли по три номера. Зрителям выдали жетончики, карандаши, и они голосовали за понравившийся номер. За меня проголосовало 187 человек. На втором месте — Александр Логинов, 88 голосов, на третьем — Алексей Тихоновский — 57 жетонов.

Вскоре Чепуров предложил создать ансамбль гармонистов. Так сложился наш первый коллектив гармонистов. Объединились с народным хором Г. И. Миндрюковой и назвались «Тальяночкой». Потом меня пригласили в клуб села Орловка, организовал там ансамбль «Родничок». Мы с сыном Игорем и Оксаной Утенковой, заведующей клубом, стали на концертах выступать. Я тем временем оформил для себя ИП и Алексея пригласил в команду. Известный всем Вольфович тоже посоветовал, что надо бы мне вместе с сыновьями выступать. Алексей к тому времени уже участвовал в концертах в Орловке по праздникам: 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая и так далее. Я тогда придумал праздник – День села. Директор совхоза Мурыгин Иван Григорьевич, тоже гармонист, и Киршин Юрий Семенович, тогда глава Катав-Ивановского района, уважали меня. Кто бы ни приехал в район, привлекали на встречу наш ансамбль. Даже когда из Германии представителей встречали, помню, широко, по-русски. На природе проходило мероприятие под гармошку и гитару. Обратил внимание, как немцы внимательно, даже трепетно, наблюдали за нами. Наши-то люди могут пить, есть, и слушать одновременно. А эти сидели, не шелохнувшись, и только слушали.

— Ведь у вашего ансамбля есть свои поклонники?

— Да, интерес зрителей видим. Всю область мы уже проехали — от Аши до Копейска, от Магниторгорска до Снежинска. Приятно, что молодежь и бабушки с внуками приходят на наши концерты. Кстати, наши зрители более строгие. Боятся осуждения, может быть, но никого не заставишь сплясать. А между тем, везде, где мы бываем, даже в закрытых городах, зрители запросто выходят танцевать. Я благодарен женам сыновей — Евгении и Татьяне, что они понимают необходимость наших поездок, поддерживают. Внучка Настя с четырех лет участвует в наших концертах. Признаться, испытываю гордость, когда выходим на сцену втроем. Такого состава — отец и два сына — нет во всей России. Об этом говорил мне известный и за пределами нашей области гармонист, Зыков Геннадий Иванович.

— Михаил Николаевич, озвучу вопрос многих. Почему на концертах «народников» так много стилизованных песен?

— Инструментальная обработка народных песен – это, скорее, модное веяние. Никуда не деться от этого. На наших концертах мы, тем не менее, в обязательном порядке делаем один-два номера с Настей под гармонь. Стали с Холиными Светланой и Виктором концерты проводить, получается очень хорошо.

— Хотите, чтобы Настя стала профессиональной певицей?

— Не думаю, что она достигнет больших высот. Певиц удовлетворительного уровня очень много. А для души, если будет народная песня присутствовать в ее жизни, — хорошо.

— Вы — «Гармонист-виртуоз Южного Урала» 1993 года, вошли в первую золотую десятку Челябинской области. С подачи Геннадия Заволокина, вы — лауреат «Премии журнала «Сельская новь», как один из самых лучших самобытных гармонистов. Каким вам запомнился Геннадий Заволокин?

— В 1994 году приезжал он в Усть-Катав. На трамвае по Усть-Катаву с гармонистами проехал. Виктор Холин тогда служил в Трехгорном, по моей просьбе его на трое суток отпустили. Виктор в форме, с гармошкой, здорово украсил мероприятие. Этот эпизод в программу «Играй гармонь» Геннадий включил. Мою игру он высоко оценил. Наигрыши просто сыграл, но он сразу заметил оригинальность.

— Игорь, помните ваше первое выступление?

— В третьем классе на концерте для родителей спел, это было в 1999 году. На гармошке только последние пять лет играю. Вначале на гитаре играл, свои песни сочинял. Рок-группу создал и стал эту культуру продвигать. Года 23-24 мне было, когда коллектив перестал существовать. Тогда меня заинтересовала гармонь. Жалею, что не окончил музыкальную школу. Постараюсь с сыновьями своими не допустить этой оплошности. У отца много авторских песен. Но он почему-то стесняется их исполнять. — Игорь, какие чувства испытываете, когда выходите с братом и отцом на сцену?

— Впервые семейным ансамблем мы выступили в 2014 году на городском конкурсе. На тот момент я по-настоящему ничего особенного не осознал. Когда во время нашего выступления зрители выходят в проходы и танцуют, душа просто замирает и хочется еще лучше выступить. После концерта выходим втроем в фойе, люди подходят, благодарят, и по их глазам я вижу, что наше творчество, действительно, радует зрителей. Это счастье. А отцу я благодарен, что я включился в русскую народную культуру. Мы с братом не раз говорили о том, что, спасибо отцу, мы нашли свое место в жизни.

Мне остается только добавить, что 10 февраля в 15 часов юбилейный концерт Журенковых и Холиных состоится в Усть-Катаве, а 17 февраля в 14 часов — в Катав-Ивановске. Михаил Журенков впервые исполнит песню собственного сочинения «Кумушка».

Людмила ТИТОВА.

Фото из архива ЖУРЕНКОВЫХ.

3 комментария для “Михаил Журенков: Гармонь не умрет

Обсуждение закрыто.