Сто лет спустя

Летом нынешнего года исполняется 100 лет «фотопутешествию» известного русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского по промышленной части Урала. В марте 1910 года фотографии, сделанные путешественником в Уфимской губернии были представлены царю. Путешествие, предпринятое Сергеем Михайловичем по городам и весям Российской империи в 1909 году, не имеет аналогов в современной истории.

Сто лет назад русский изобретатель, увлекающийся химическими опытами ученик «самого» Менделеева, издатель, педагог, общественный деятель, а также член Императорских Русских географического и технического обществ внес неоценимый вклад в развитие российских кинематографии и фотографии.Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в городе Муроме, Владимирской губернии и провел детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова гора. Поступив вТехнологический институт в Санкт-Петербурге, стал посещать лекции Менделеева и всерьез увлекся химией и продолжил обучение в Берлине и Париже. За границей Сергей Михайлович и начал разработку перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 90-х годов Прокудин-Горский продолжил эту работу. По образованию Сергей Михайлович был химиком, а в душе — художником. Он первым в России начал экспериментировать с цветной фотографией и разработал новый метод цветной фотосъемки. Используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный, зеленый, синий), Прокудин-Горский сконструировал фотокамеру для одновременного фотографирования трех негативов — по одному для каждого из основных цветов. Для просмотра изображений был создан специальный демонстрационный проектор.

 

 

В апреле 1905 года Прокудин-горский совершил первую большую фотопоездку по России. Его трофеями стали 400 фотографий Кавказа, Крыма и Малороссии. Через год он едет в Туркестан, где фотографирует в горах Тянь-Шаня солнечное затмение, делает много цветных снимков Самарканда и Бухары. А в 1908 году ему позируют Лев Толстой и Федор Шаляпин.

Первые снимки «в естественном цвете» Сергей Михайлович сделал уже в 1906 году. Через год у него созрел грандиозный проект по созданию документального фотообозрения всей России. Цель проекта была, в первую очередь, образовательная. При помощи «оптического цветного проецирования» планировалось знакомить учащихся Империи с памятниками архитектуры и искусства, красотами природы, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов страны. Необъятность и высокая стоимость задуманного не останавливали русского ученого.

 

 

В 1909 году Прокудин-Горский впервые встретился с Императором Николаем. Во время этой встречи фотохудожник показал свои работы. Величественные виды природы, церкви и монастыри, почитаемые иконы, памятники истории произвели неизгладимое впечатление на императорскую фамилию. В приватной беседе с Царем Сергей Михайлович сказал: «Чтобы учащиеся могли увидеть величие святой матушки-Руси, хорошо бы устроить подобные просмотры во всех школах страны».

Император не только одобрил проект ученого-патриота, но и оказал ему поистине царское покровительство. Прокудину-Горскому был выдан высочайший рескрипт, в котором говорилось, что Царь считает миссию фотографа настолько важной, что все официальные лица должны оказывать ему всемерное содействие «в любое время и в любом месте».

Ученый получил в свое распоряжение специально оборудованный железнодорожный вагон-салон с фотолабораторией, пароход «Шексна» и легкий аэрокатер для передвижения по мелководью. Этим же летом Сергей Михайлович отбыл в первую фотоэкспедицию.

Царь с нетерпением ждал его возвращения. Уже в июле первая командировка была успешно завершена. Ознакомившись с ее результатами, Государь спросил: оказывалось ли экспедиции необходимое содействие? Не нуждается ли фотограф в чем-либо еще? Когда Прокудин-Горский скромно ответил, что лучшего желать не приходится, Царь поинтересовался, сможет ли фотограф в этом году совершить еще одну поездку. И 17 августа Сергей Михайлович начинает съемку достопримечательностей Урала.

На его снимках этого периода – виды Усть-Катава, Катав-Ивановска, Юрюзани, Сима, Миньяра и других городов горнозаводской зоны. Устькатавцы с легкостью узнают знакомые пейзажи, на которых красуются и гора Шихан, и Прямая, и Медведь. А вот церковь теперь не та: у старинной и архитектура другая, и настоящая колокольня. Только благодаря русскому подвижнику фотографического искусства, неутомимому путешественнику Прокудину-Горскому мы знаем, как выглядели раньше и церковь, и завод, и поселок Вязовая.

 

 

В 1909-1916годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Летом 1916 годаон совершает последнюю фотоэкспедицию и фотографирует недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. В 1918 году, после расстрела Царской семьи, Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию. Ему удалось спасти большую часть своей коллекции, вывезя ее через Норвегию и Англию во Францию.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время жил в Норвегиии Англии, а переехав в 1922 годув Ниццу, работал вместе с братьями Люмьер. До середины 30-хгодов Прпокудин-Горский занимался просветительской деятельностью во и собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.

В 1923 году его жене удалось вывезти во Францию часть его коллекции фотопластин. Судьба оставшейся в России части остается неизвестной до сего дня. Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 годуБиблиотекой Конгресса СШАи долгое время, до 1980 года, оставалась неизвестной широкой публике.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от фашистов войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Материал подготовила Ольга Булаенко.