Говорили и пели стихами

«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь». С детства помню кадры из музыкального спектакля, показанного по телевидению. Отчетливо запомнилась очень трогательная сцена расставания главных героев, а эти строчки надолго запали в душу.

Тогда я не разбиралась, что это — рок-опера или мюзикл, и название его «Юнона и Авось» казалось каким-то странным. Но то, что от музыки и стихов у меня бежали мурашки, это я тоже точно помню. Вот такие яркие впечатления остались после первого знакомства с творчеством поэта Андрея Вознесенского.

Еще более яркими они стали после очередной встречи в «Литературной гостиной», котороая прошла в библиотеке Дворца культуры в Усть-Катаве.

На музыкально-поэтическом вечере, посвященном творчеству одного из интереснейших поэтов 20-го столетия — Андрея Вознесенского, вновь собрались участники клуба общения «Лада».

Началось мероприятие в этот раз не так, как обычно. Сотрудники библиотеки и члены клуба поздравили с 80-летним юбилеем постоянную участницу литературных вечеров Галину Сорокину.

Под бурные аплодисменты Галине Васильевне вручили букет цветов и благодарственное письмо за активное творческое сотрудничество в деятельности литературной гостиной и большой вклад в популяризацию чтения. А затем ведущие гостиной Юлия Багликова и Светлана Кузнецова познакомили присутствующих с удивительными фактами биографии Андрея Вознесенского, рассказали об особенностях его творчества. Вспомним их и мы.

Андрей Андреевич Вознесенский — русский поэт, прозаик, художник и архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников.Не одно десятилетие любители поэзии спорят о Вознесенском. У него много как поклонников, так и противников. Стремительно ворвавшись в литературное пространство современности, поэт получил признание миллионов читателей и не раз навлекал на себя гнев властей.

«Да, относиться к творчеству Вознесенского можно по-разному. Он дерзок, самоуверен, не без бравады, но в нем нет мании величия. Он обладал неистощимой энергией, познал и испытал все: удачу, быстрый взлет и признание, громкую славу и забвение, не просто забвение, а трагедию одиночества, отверженности, изгнания», — говорили о поэте.

Первые зрелые стихи Андрея Андреевича, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации. Поэт лихо придумывал экстравагантные сравнения и яркие метафоры. В его стихах было и что-то пророческое. Например, эти строки:

«Вздрогнут ветви и листья,

Только ахнет весь свет

От трехпалого свиста

Межпланетных ракет».

Присутствующие на вечере сразу подметили, что эти стихи написаны за три года до первого полета в космос Юрия Гагарина.

Поделиться понравившимися строками стихотворений любимого поэта могли все участники мероприятия. На творческой встрече прозвучало одно из лучших произведений, написанное Андреем Андреевичем в шестидесятые годы прошлого столетия. Тогда за стихотворение «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, поэта обвинили в формализме. Но время расставляет все по местам, и сегодня эти строки значат для нас, не потерявших память, не меньше, чем для тех, кто впервые услышал их много лет назад. Вслушайтесь в них:

«Я — Гойя!

Глазницы воронок мне

выклевал ворон,

слетая на поле нагое.

Я — Горе.

Я — голос

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Я — Голод.

Я — горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой…

Я — Гойя!

О, грозди

Возмездья! Взвил залпом на Запад —

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —

Как гвозди.

Я — Гойя!».

Еще одна поэма, вызвавшая огромный общественный резонанс, — это «Ров». События, о которых рассказывается в ней, еще до ее первого появления привлекли внимание журналистов. Однако в то время они не могли опубликовать ни одной строчки из нее на страницах газет и журналов. Только сам Вознесенский добился ее издания. Тогда поэму, опубликованную в 1986 году в журнале «Юность», обсуждали в учреждениях, школах, шахтах, о ней говорили все.

Что говорил сам Андрей Вознесенский о предыстории создания поэмы присутствующие смогли услышать в редкой видеозаписи одного из его концертов: «Апрель. 1986 год. Симферополь. Шли с приятелями. Недалеко от шоссе мы наткнулись на ров с человеческими останками, а рядом оставленные лопаты», — неторопливо звучал голос Андрея Андревича.

Как рассказал тогда его товарищ, крымский поэт Александр Ткаченко, в декабре 1941 года на 10-м километре Феодосийского шоссе фашистами было расстреляно 12 тысяч мирных жителей, главным образом еврейской национальности. Симферопольская акция — одна из запланированных и проведенных рейхом. «Как рассказывали очевидцы, фашисты расстреливали людей наспех, сбрасывали в ров еще живых, человеческий стон стоял над степью несколько дней. И теперь мы видели останки, изувеченные уже нашими современниками, которые, узнав историю, решили поживиться, вскрывали захоронения, разбивали черепа, вытаскивали золотые коронки, украшения», — продолжал Вознесенский.

Поэта потрясло увиденное. Как сказал он, у него была «обожжена» нервная система. И, видимо, этот ожог был настолько глубоким, что полгода он не мог написать ни строчки стихотворной. Но поэма все-таки вышла. Отрывки из нее прозвучали в исполнении Галины Сорокиной:

«Не тащи меня, рок, в симферопольский ров.

Степь. Двенадцатитысячный взгляд.

Чу, лопаты стучат благодарных внучат.

Геноцид заложил этот клад».

Другим известным произведением, поставленным на театральных подмостках, стала рок-опера на стихи Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», музыку к которой написал Алексей Рыбников. В восьмидесятые годы прошлого века не существовало спектаклей на стихи поэта, а тем более такого жанра, как рок-опера. Это было ново и непривычно для советского общества, и музыкальная постановка произвела настоящий фурор.

Этот мюзикл вот уже больше тридцати лет пользуется огромной популярностью и до сих пор идет в московском «Ленкоме» и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. А строчки из романса «Я тебя никогда не забуду», который так запал с детства мне в душу, по сей день находят отклик в сердцах миллионов влюбленных людей.

— В основе сюжета лежит трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Расстояние разлучило главных героев.

В рок-опере правда сплелась с авторским вымыслом, — говорит Галина Сорокина. — Когда читаешь строки стихотворения «Сага», на котором основан романс «Я тебя никогда не забуду», то невольно возникают свои ассоциации — вспоминаются ушедшие люди, которых никогда не забудешь, и, к сожалению, никогда не увидишь. То есть эти строки ложатся на душу, сердце, разум тех, кто их слышит. Каждый примеряет их к собственной судьбе. Думаю, такое отношение к стихам поэта и предопределяет их бессмертие.

Если кто-то из вас, дорогие читатели, скажет, что не знает ни одного стихотворения Андрея Вознесенского, то окажется неправ. Ведь многие его стихи положены на музыку и стали хитами. Например, «Миллион алых роз». Оказывается, в своих стихах поэт пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. Есть и другие, известные многим песни — «Плачет девочка в автомате», «Танец на барабане». Эти и многие другие принадлежат перу Андрея Андреевича. “Кстати, читать громко стихи для большой аудитории — это тоже показатель эпохи Вознесенского, — говорит Галина Васильевна. — В 60-е годы поэты собирали целые залы. Люди любили поэзию. В Усть-Катаве раньше на концертах практически всегда выступали мастера художественного чтения. К большому сожалению, сейчас этого почти нет. Считаю, что такие встречи в библиотеке для нас, любителей поэзии и литературы, — отдушина, которая дает возможность порадоваться, вспомнить, послушать и почитать. Большое спасибо за это библиотекарям Светлане Кузнецовой, Юлии Багликовой и заведующей библиотекой ДК Ольге Левановой. Замечательно, что хотя бы такой небольшой зал в нашей «Литературной гостиной» всегда бывает полон”.

Что касается меня, то скажу честно — я просто в восторге от музыкально-поэтического вечера, посвященного творчеству Андрея Вознесенского. Многое, из того, что я услышала, стало для меня откровением. Думаю, не только для меня.

Надеюсь, что после моего рассказа, в полку поклонников его стихотворных произведений прибудет. Кто-то в очередной раз перечтет его стихи, а кто-то, движимый поначалу просто любопытством, впервые возьмет в руки томик замечательного поэта, которому блестяще удалось в своем творчестве соединить, как сейчас модно говорить, виртуалии с реалиями жизни.

Наталья АНАНЬИНА.

Фото автора.