Проект Усть-Катава одобрили в Совете Федерации

Конец декабря – время подведения итогов, такова традиция. Следуя ей, мы попросили главу Усть-Катавского городского округа Сергея СЕМКОВА рассказать читателям нашей газеты о самых главных, самых заметных и значимых событиях уходящего года для УКГО. В нашей беседе участвовал также заместитель директора комплекса по маркетингу УКВЗ Евгений САМОЙЛОВ.

— Сергей Диодорович, в начале декабря вы и Евгений Александрович по приглашению председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению Олега Мельниченко приняли участие в парламентских слушаниях «О ходе реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». С чем было связано это приглашение?

— Как известно, Усть-Катав – один из 319 моногородов России. В целях диверсификации экономики моногорода на территории Усть-Катавского городского округа разработан Комплексный инвестиционный план развития моногорода Усть-Катавский городской округ. Для его реализации в апреле 2016 года подписано «Генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию Усть-Катавского городского округа Челябинской области» между некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» и Челябинской областью.
Программа развития Усть-Катавского городского округа одобрена губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. Поддержку проекту выразил также общественный совет при госкорпорации «Роскосмос» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Команда моногорода успешно прола обучение в Московской школе управления «Сколково» по программе профессиональной переподготовки «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов». По итогам обучения сформирована и защищена Программа комплексного развития Усть-Катавского городского округа, направленная на реализацию инвестиционных проектов с созданием новых рабочих мест и привлечением дополнительных инвестиций, а также на инвестиционное развитие округа.

В рамках обучения в Сколково мы представили программу развития Усть-Катавского городского округа, которая признана экспертами одной из лучших.
Программа развития УКГО была представлена первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову, руководителю рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместителю председателя Внешэкономбанка Ирине Макиевой, генеральному директору АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» А.С. Никитину, председателю правления АО «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства» А. А. Браверману, генеральному директору фонда развития моногородов. И. В. Кривогову. Наша программа была признана одной из лучших среди прграмм 319 моногородов.

— Вы представили в рамках этой программы проект по созданию кластера для городских систем пассажирского рельсового электротранспорта.

— С эти проектом и было связано приглашение выступить на Совете Федерации.

— Какова цель проекта?

— Основная цель проекта по созданию кластера – переход от поставки нового подвижного состава к поставке системы целиком в комплексе. В результате его реализации в стране будут созданы устойчивые мультимодальные системы городского общественного транспорта на базе магистральных маршрутов (трамвайных) с подвозящими видами транспорта, единым билетом, информированием, современными ТПУ.

— Что даст эта программа в случае ее реализации Усть-Катавскому ГО?

— Внедрение новых транспортных решений позволит решить вопрос модернизации городских систем общественного транспорта в первую очередь в 15 городах-миллионниках. Усть-Катав получит возможность нарастить свои компетенции, расширить спектр деятельности в данном сегменте экономики, что создаст условия для развития города на 30–50 лет вперед.
В рамках создания кластера в Усть-Катаве должен появиться также инжиниринговый центр, который сформирует типовые транспортные решения и масштабирует их в городах, а также разработает бизнес-модель, которая привлечет в этот сегмент экономики частные инвестиции.
Надо сказать также, что по итогам прошедшей презентации, Усть-Катав вошел в число тех моногородов, которым будет оказываться помощь в формировании программы развития, привлечении федеральных средств, а также частных инвестиций в моногород. При этом объем привлеченных инвестиций составит 103,0 млн рублей, а планируемое создание новых рабочих мест – 150.

— Евгений Александрович, в своем выступлении на заседании в Совете Федерации СергейДиодорович рассказал не только об основных проектах Программы «Комплексное развитие моногорода Усть-Катавский городской округ» и проекте «Комплексное развитие городских транспортных систем в городах Российской Федерации», но и представил доклад «Трамвай-поезд». Поясните, пожалуйста, в чем его суть?

— Суть этого предложения — альтернативное решение проблемы возобновления регулярного пассажирского сообщения в малых городах, в которых ухудшилась ситуация после массовой отмены электричек. Мы предлагаем поставить на рельсы для поездов городской транспорт, то есть трамваи.

— А это возможно?

— Подобная практика есть уже в Европе. Например, обычный трамвай перевозит жителей Франции до Германии, а трамвайный путь в Силезии соединяет 13 городов. Вообще, администрации многих городов Европы и Америки в последнее время стали проявлять интерес к концепции использования в общественном транспорте для перевозок между центром города и пригородами или между центрами близлежащих городов подвижного состава, способного обращаться по линиям как трамвайным, так и магистральных железных дорог. Концепция таких комбинированных транспортных систем получила название «трамвай- поезд». Специалисты считают, что возникающие при этом технические трудности в принципе преодолимы. И мы уже направили всю необходимую документацию по проету в Совет Федерации для его дальнейшей проработки.

— Для России это несколько необычно. Но, как я понимаю, Совет Федерации поддержал ваш проект?

— Мы получили одобрение со стороны СФ, ведь использование этой концепции открывает путь к возвращению рельсового транспорта в города и дает возможность решить многие проблемы внутригородских и пригородных пассажирских перевозок.

— Ваша уверенность в реализации программы развития Усть-Катава и программы «Трамвай-поезд» вселяет оптимизм. Что ж, действительно, возможно не за горами то время, когда усть-катавские трамваи можно будет увидеть бегущими не только на улицах городов России, но и перевозящими пассажиров из одного города в другой, и Усть-Катав будет не только родиной российского трамвая, но станет и родоначальником нового вида рельсового пассажирского транспорта.

Ольга БУЛАЕНКО.

Дорогие устькатавцы, жители Усть-Катавского ГО, от всей души поздравляю вас с Новым годом и Рождеством!

Пусть эти праздники наполнят ваши сердца теплом и добротой, подарят моменты радости и создадут позитивный настрой на много дней вперед. От всей души желаю каждому дому счастья, благополучия, мира и согласия в новом году!