Слово депутату

Каких именно результатов ждут власти города от тренеров, спортсменов, руководителей школ, трудовых коллективов? Какие направления будут поддерживаться в ближайшие годы с удвоенной силой, а какие содержаться «по остаточному принципу»? Как увяжут дефицит педагогов и сокращение уровня финансирования спортивной сферы города с амбициозными задачами увеличения количества занимающихся спортом в Трехгорном почти в два раза? На все эти вопросы мне, как и многим моим коллегам, хотелось бы знать ответы. К сожалению, пока какие-либо выводы можно делать, опираясь только на данные всевозможных отчетов.

Итоги работы муниципальных образований Челябинской области за 2013 год по организации физкультурно-спортивной работы (2 группа городов, 16 участников):
1 место - Снежинск; 2 место - Озерск; 3 место – Усть-Катав; 4 место – Чебаркуль; 5 место - Сатка; 6 место – Кыштым; 7 место – Трехгорный.

Таблица показателей муниципальных образований Челябинской области по развитию физической культуры и спорта за 2013 год (выборочно).

260520145

 

Хочу заметить, что в статистике по Трехгорному много «дутых» цифр. Например, по количеству трехгорненцев, «систематически занимающихся физической культурой и спортом». Напомню, что в этот раздел можно включать только тех людей, которые посвящают занятиям не менее шести часов в неделю. Таких в Трехгорном наберется около трех тысяч человек (вместе с учащимися всех спортивных школ). Но, судя по отчётам, «систематически занимающихся» у нас в два раза больше!

Количество систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2013 году: 7 330 человек (в 2012 было 7449 человек).

Один из важных показателей развития массового спорта — участие жителей города в спартакиадах (спартакиада учащихся «Олимпийские надежды Южного Урала», спартакиада трудовых коллективов Трехгорного, спартакиада ветеранов труда и спорта, спартакиада работников атомной промышленности «Атомиада», спартакиада людей с ограниченными возможностями). Да, проводятся у нас соревнования среди трудовых коллективов, но кто в них принимает участие? Одни и те же люди из года в год! О каких – либо шагах, предпринимаемых кем – либо для привлечения новых людей в массовый спорт мне, например, неизвестно.
Итоги 7-ой Спартакиады Олимпийские надежды «Южного Урала» за 2013 год: Трехгорный занял последнее место из 8-ми городов 2 –ой группы участников. Возможная причина такого результата: Трехгорный не принял участие в спартакиаде Олимпийские надежды «Южного Урала» по плаванию, горным лыжам, хоккею, туризму баскетболу, гиревом спорте.

Итоги Спартакиады ветеранов труда и спорта Челябинской области за 2013 год:
Трехгорный занял 18 место из 19 муниципальных образований области. Спартакиада проводилась по 8 видам спорта (лыжные гонки, настольный теннис, стрельба, кросс, шашки, плавание, волейбол).
Как видим, планомерной работы по развитию спорта в городе не ведётся, а высокие результаты, которых добиваются отдельные спортсмены, это - особая тема. Их достижения не являются показателем общего уровня развития трехгорненского спорта, но именно олимпийцами и призерами соревнований международного уровня любят козырять в отчетах чиновники.

Количество занимающихся в спортивных школах Челябинской области, количество тренеров, количество учащихся (на одного тренера).

260520146

Средняя заработная плата тренеров в Трехгорном – 30538 рублей. За одну ставку заработная плата тренера – 11327 рублей 46 копеек. Обратите внимание, в Трехгорном на одного тренера приходится самое большое количество учащихся. А весь спорт держится именно на их плечах. Тренеры – главные люди в спортивных школах, от них зависит развитие детей, они несут основную нагрузку. 

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений (%) от норматива (ЕПС).

260520147

Данные таблицы говорят о том, что в Трехгорном самая большая единовременная пропускная способность спортивных сооружений (данные за 2013 год). Но востребован ли этот потенциал? Мы о постоянно слышим о необходимости строительства новых ФОКов, а сделать самое простое (сосчитать количество посетителей уже имеющиеся спортсооружений) не можем.

Между тем, программа социально-экономического развития Трехгорного до 2020 года предусматривает строительство и ремонт спортивных сооружения на сумму 773,8 млн. рублей. Кроме того, около 500 миллионов потребует возведение Ледового дворца. Согласен с тем, что городу необходимо обновлять время от времени спортивную инфраструктуру, но при этом желательно знать объем ежегодных затрат бюджета на содержание новых спортсооружений и уровень востребованности (постоянной загруженности) данных объектов. А, между тем, В.В. Путин уже упоминал о том, что для начала в городах нужно загрузить по полной программе уже имеющиеся спортивные площадки.

Итак, данные статистики говорят о том, что:

- Трехгорный занимает одно из лидирующих мест по обеспеченности спортивными сооружениями, а также по единовременной пропускной способности спортивных сооружений;

- занимает 2 место по уровню финансирования физической культуры и спорта среди муниципальных образований Челябинской области. Но при этом уровень загрузки спортивных сооружений и уровень участия населения в спартакиадном движении самые низкие по области! Как такое может быть?

За эти годы я неоднократно поднимал на заседаниях Собрания депутатов вопрос о необходимости разработки концепции развития городского спорта, пытался убедить в этом представителей администрации, но «воз и ныне там». Пока есть только проект программы, но он не доработан и не утверждён. Таким образом, делать выводы о том, в каком направлении движется сегодня массовый и профессиональный спорт Трехгорного, очень сложно. Есть отдельные показатели по разным школам и видам спорта, но нет видения общей ситуации. Все спортивные школы живут сами по себе, развивая свои направления. Организация «ФиС» также существует сама по себе.
Считаю, что при администрации должна работать комиссия, которая бы могла бы координировать работу спортивных организаций, отслеживать возникающие проблемы и тенденции в том или ином виде спорта, лоббировать интересы спорта. Из этого «центра» должны выходить планы, программы, стратегии развития и прочее. А когда каждый руководитель спортивной организации планирует что – то только в рамках своего учреждения, не имея представления о том, что происходит у его коллег, не зная об опыте работы других школ и перспективах своей организации на ближайшие годы, происходит то, что происходит! Да, выделяются деньги на содержание спортивных школ, их сотрудники получают заработную плату, но на этом процесс взаимодействия «спорта» с муниципальными властями завершается.
Городу нужна стратегия развития спорта. И в этом документе должно быть прописано всё: строительства новых спортивных сооружений, приобретение инвентаря, формы поощрения спортсменов за успешное выступление на соревнованиях и т.д.. Разрабатывать ее нужно, исходя из тех экономических условий, которые существуют. Надо повернуться лицом к людям, которые работают в этой сфере, поговорить с ними глаза — в глаза, наметить пути решения проблем и потихоньку воплощать эти планы в жизнь. Я понимаю, что сразу всё сделать невозможно, но можно определить какие – то приоритетные направления и начать с них.

В.В. Зайцев,
директор СДЮСШОР по дзюдо,
депутат Собрания депутатов г. Трехгорного