Социум

Это случилось не так давно. Девушка поступила учиться в Усть-Катавский механический техникум, но уже первую сессию не осилила.

Не сдала математику. «Уж больно учительница строгая», - посочувствовали родители, и перевели ребенка в ПЛ-22. По иронии судьбы в следующем году произошло слияние техникума с профессиональным лицеем, и девушка получила диплом УКИТТ. Неважно, какую профессию она получила, потому что речь идет о другом. Вернее, о другой - строгой «математичке» из техникума, Галине Васильевне Кувайцевой.

- Родилась и выросла в Усть-Катаве, - рассказывает Галина Васильевна. - Мама работала бухгалтером и приносила «работу на дом». Я помогала ей считать, может быть, оттого у меня появилась любовь к математике.

Почему после окончания школы решила поступать на математический факультет Челябинского государственного педагогического института? Наверное, потому что в нашей восьмилетней школе №3 замечательные педагоги преподавали. Настоящие легенды, такие, как Лариса Владимировна Кулик, Валерия Александровна Биева или моя первая учительница Полина Михайловна Ананьина.

- Галина Васильевна, любимая профессия - это залог того, что не возникнет проблем по работе?

- Вовсе нет, - сдержанно улыбнулась собеседница. Начинала в средней школе №1. Были вопросы, с дисциплиной, например. Но, к счастью, меня окружали прекрасные педагоги. Гольдаде Оскар Антоновича тогда был директором. Настоящий человек! Он очень помог. Уроки посещал, потом беседовал со мной, разбирали вместе какие-то ситуации. Кстати, это он советовал с детьми строго себя держать, не заигрывать.

- Вы строгая?

- Да, строгая, требовательная. Это выработалось с годами, потому что чувствовала, что так надо. И, конечно, надо работать над собой. Я анализирую свои уроки. К счастью, мне, как и другим молодым учителям, не требовалось читать специальную литературу. Ведь рядом были живые примеры педагогической науки. Замечательные педагоги, личности! Это Мария Сергеевна Дыбунова, Ольга Дмитриевна Логинова, Нина Ивановна Запьянская и другие. С благодарностью всегда вспоминаю этих людей.

- До какого педагогического принципа самостоятельно дошли? Было, наверное, и такое?

- Да, был у меня горький опыт! Только начинала работать и ударила мальчика. Просто вывел из себя. А он, в ответ - меня. Вот когда поняла, как важна для учителя выдержка.

- Едва ли не всю жизнь вы работаете в техникуме. Понятно, что для вас, как и для всех сотрудников двух образовательных учреждений, слияние было болезненным. Отболело?

- Да, в УКМТ я работала с 1981 года. Совсем молодым преподавателем пришла. Рустанов Геннадий Михайлович умным человеком был, поэтому и коллектив в техникуме сложился замечательный. Меня хорошо приняли все, особенно Миранцова Ирина Георгиевна и Кондрина Лидия Николаевна. Что касается слияния: мы ведь считали, что техникум на ступень выше лицея, и он должен по логике к нам присоединиться.

Сложности были большие. Даже не было своих кабинетов у преподавателей. Иванов Николай Александрович, директор, по-мудрому все это разруливал. Приглашал к себе в кабинет, беседовал, объяснял, что мы все стали заложниками ситуации, в которой надо сосуществовать, работать. Он интересовался у каждого, какие проблемы.

И как-то постепенно налаживалось. Я решила принять этот факт как данность. Конечно, до сих пор мне тяжело смотреть на здание бывшего техникума. Ведь тридцать лет это был мой второй дом.

- Жизнь изменилась. Жизнь техникума тоже?

- Отношение родителей к педагогам стало иным в сравнении с советской школой. Конечно, изменилась и подготовка педагогов в вузах. Да и работать сегодня, считаю, им сложнее, чем нам.

Дети изменились. Отношение ребят к учебе не на должном уровне. Раньше было стремление получить знания, а сегодня - диплом. Но, конечно, нельзя про всех так сказать. Группы разные и студенты.

Очень заметно, что дети приходят из школы, зачастую, не зная математики. Со мной согласятся, думаю, все педагоги со стажем, согласятся с тем, что в результате перманентной реформы качество образования у нас не улучшилось. Задачей было образование и воспитание. Теперь мы, вроде, как услуги оказываем.

Как воспитать трудолюбие, если даже с доски стереть нельзя заставить? Только попросить можно. Говорю так: «Если кто-то из вас, ребята, сотрет с доски, я не обижусь». Способов наказать нет никаких, кроме беседы.

Хорошо, если родители адекватные. А нередко сегодня родители такие встречаются, что заранее знаешь - все бесполезно. Немало таких ребят, у которых родители пьющие. Много учащихся из неполных семей, когда мама уже не может справиться с подросшим сыном.

- Галина Васильевна, допустим, поступил на первый курс студент, который о математике имеет смутное представление. Что делать?

- Я с такими ребятами начинаю с объяснения, что математика - это несложный предмет. Просто надо слушать учителя и стараться понять. Порой сам ученик невольно воскликнет: «Оказывается это просто! Можно к доске?». Пусть даже двоечник вышел и ответил так, как следует, не боюсь поставить ему «отлично», потому что вижу, что понял человек.

Подход стараюсь к каждому ученику найти. Группа программистов у меня была: везде ездили, отдыхали в лесу, на экскурсии различные выбирались. Праздничные чаепития организовывали. Для меня - это не только приятно было, но и полезно. В неформальной обстановке ребята раскрываются совсем с неожиданной стороны. Мальчик на уроке - недотепа, а в жизни он оказывается - очень внимательный и трудолюбивый. Посуду перемоет и так далее.

Плохо, что работой на заводе не все выпускники сегодня обеспечиваются. На четвертом курсе они проходят практику на производстве, и только некоторых приглашают работать. Раньше почти сто процентов шли на УКВЗ, а сейчас наших выпускников встречаю во всех учреждениях и организациях города. Мы готовим программистов, технологов, механиков, автослесарей, электриков. Очень хорошо, что в этом году впервые набрали группу дошкольного образования. Это оказалось так востребовано, что не всех желающих зачислили, был конкурс.

- Ваши дети тоже в образовании работают?

- Две мои дочери - не педагоги. Не рекомендовала, и они не пошли по моим стопам. Думаю, профессия во многом отняла меня от семьи. Был период, когда после занятий в техникуме шла в школу №1, потому что просили вести уроки, некому было.

Приду домой, дети нуждаются в моем участии, куча домашних хлопот, а я - никакая. Муж, Сергей Николаевич, всегда относился с пониманием к моей работе. Спасибо ему, тридцать шесть лет мы вместе.

Обе дочери живут в Челябинске. Ирина, старшая, фармацевт. Младшая Лена - экономист, юрист, а теперь осваивает еще одну профессию. С другой стороны, девочки научились готовить с детства. Когда уехали из родительского дома, по хозяйству все умели делать.

- Что цените в людях?

- Человек должен быть работоспособным и стремиться к своей цели. В таком случае он может многого достичь. Манна небесная ни на кого не упадет с небес. Учеба в техникуме - начало вашей трудовой жизни, объясняю своим студентам. Значит, и по жизни так пойдете, как к учебе относитесь.

- Галина Васильевна, про годы не буду говорить, но стаж-то солидный! Как вам удается так прекрасно выглядеть?

- Трудолюбие, общение с молодежью. Быть всегда с молодыми - это очень хорошо. Всегда стараешься быть в курсе всего нового и всем интересоваться. Кроме того, профессия педагога благодарная. В том смысле, что все меня знают, при встрече комплименты делают. Бывает, даже из армии парни звонят.

Многие ученики запомнились, ведь четыре года вместе проживаем. Сейчас моя группа механиков курсовые проекты защищает. Говорю им от души, вы - лучшие. Я для них - вторая мама, и четверокурсники бегут кто мне: то ручка, то линейка срочно понадобились. Не в магазин же им бежать. А сама думаю, что, наверное, - это мой последний выпуск

Надо добавить, что Галина Кувайцева награждена множеством министерских грамот и премией губернатора Петра Ивановича Сумина. Галина Васильевна мне очень симпатична своей серьезностью, требовательностью к себе и окружающим, присущей ей житейской мудростью, что надо жить в предложенных обстоятельствах.

Сама я - гуманитарий, и даже после учебы у замечательных педагогов Воробьевой Евдокии Павловны и Циттеля Виктора Давыдовича облегченно вздохнула, сдав экзамен по «царице наук» в десятом классе.

Однако после беседы с Галиной Васильевной впервые подумала о математике тепло. Ведь она так убедительно рассказала о своей «музе»! И мне искренне жаль, если нынешний ее выпуск и в самом деле станет последним.

Людмила ТИТОВА.

Фото из архива КУВАЙЦЕВЫХ.